Сегодня - еще об одной прочитанной книге. Она так и называется - Книга. Точнее - КНИГА. Еще точнее - «КНИГА, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно». Короче, сборних рассказов самых известных представителей новой русской словесности, объединенных высокой целью.
Я сначала купил эту книгу, клюнув на фамилии авторов (Виктор Пелевин, Борис Акунин, Людмила Улицкая, Борис Гребенщиков, Дина Рубина, Владимир Сорокин, Дуня Смирнова, Татьяна Толстая и т.п.), а потом уже прочитал, что она была написана в поддержку российских хосписов и деньги собранные от её продажи (все?) поступят в эти самые хосписы. Так что я вроде как тоже в благом деле поучаствовал. С хосписами, кстати, я немного знаком - у меня мама в местном хосписе работает, рассказывает иногда что там и как… Надо бы самому как-нибудь съездить с ней, но … духу не хватает.
В общем, ситуация понятная - известные люди собрались и сделали что-то эксклюзивное, а обычные люди платят за это деньги, которые пойдут на благое дело. Собственно созданный эксклюзив, здесь не так и важен - люди же в первую очередь передают деньги на благое дело (благотворят), ну и попутно получают взамен что-то на память. Поэтому экслюзивом могут быть раскрашенные коровы, деревянные поделки или картины, кисти Владимира нашего, Красно Солнышко, свет Владимировича. Ну или вот такой вот сборник рассказов. Название то, кстати, не до конца правдивое - я подобные сборники уже читал («Русские цветы зла», хотя бы). Впрочем, там состав конечно был не столь звездный.
Понятно, что составителям сборника отказать не смог никто - кто фрагмент недописанного романа дал (как Борис Акунин и Татьяна Толстая), кто специально расстарался (БГ), а кто из старенького что-то откопал (Евгений Гришковец и Виктор Ерофеев). Лучшие ли свои произведения они в итоге пожертвовали нуждающимся или отделались расписанной коровой - это каждый сам сможет судить. В итоге с миру по нитке собралось такое вот лоскутное одеяло, которое помимо всего прочего даёт отличный шанс познакомиться со светилами российской литературы начала XXIго века (и БГ), сравнить их стилистику, язык, авторский стиль и т.п.
Что еще написать об этой книге, я не знаю. Все аргументы за то, чтобы ее приобрести и прочитать я,кажется, уже привел. Лично меня особо зацепили тексты Андрея Геласимова («Жанна») и Дуни Смирновой («По-любому»). Особенно отличилась Дуня - я лишний раз убедился, что видимо стал её фанатом. Хороший был рассказ Евгения Гришковца («Спокойствие»), но его я читал раньше. Еще торкнула «Однодневная война» Владимира Маканина, но по-моему это тот случай, когда замысел оказался красивее воплощения. Меньше всего понравились тексты Владимира Войновича («Война») и Эдуарда Лимонова («Остался один»). «Онтологию детства» Пелевина вообще бросил читать почти сразу, потому что не захотел разбираться в этих слепленных комках текста.
Особняком стоит Борис Гребенщиков с текстом под претенциозным названием «Краткая история художественной самодеятельности на кораблях пиратского флота Карибского бассейна первой половины 18-го века». Талантливые люди, конечно, талантливы во всем, но … иногда лучше жевать (в смысле «петь»), чем говорить. Впрочем, думаю если бы любой из участников сборника захотел посостязаться с ним в области музыки, то наверняка результат был бы еще более плачевным.
А вообще, всем спасибо, почитал с интересом. Готов рекомендовать всем (даже маме) - странным образом в новой русской литературе обошлось без матов, чернухи (почти) и порнографии. Бывает же.