В субботу в театр ходили. В театр Пушкина на сцену камерную. Смотрели новый спектакль «Лейтенант с острова Инишмор». Спектакль с предысторией получился, так что садитесь поудобнее и слушайте. Ну, в смысле, читайте
Билеты на спектакль этот я еще месяца полтора назад взял. Приём не знал тогда ничего про него - смотрю «премьера» написано, да еще и на сцене камерной (ну нравится она мне, я там почти все, что у Пушкина есть уже пересмотрел). Кассирше говорю - хочу! Она говорит - обождите, я вам сперва про этот спектакль рассказать должна. Он, говорит, по сценарию какого-то ирландского культового писателя поставлен, типа Тарантины. Там всё очень жёстко, натуралистично и даже нецензурно бранятся. Я думаю - о, как: Тарантино, натурализм, интересно, особенно в театре - ну не будут же они, в самом деле, там головы отрывать друг другу, спектакль же… В общем, взял два билета, чем кассиршу, кажется, расстроил.
Потом маленько про этот спектакль прочитал в местных газетках - узнал, что реально маты со сцены сыплются, но в целом отзывы положительные. Правда, в одной газетенке узнал что в самом конце было (сам не буду писать, я ж вам не спойлер тут). Что за манера у наших хреновых критиков обязательно после премьеры все сюжетные фишки в своем отчете написать? Что с кино, что с театром - руки бы отрывал. Ну да ладно, сам виноват - не фиг читать было до похода в театр.
Уже в театре выяснил, что спектакль идет полтора часа и без антракта. А вот это вот правильно, кстати. Я давно говорил, что театру современному пора спектакли делать короче, динамичнее и без антрактов. Понятно, что так теряется смысл похода в театр многим мужичкам, которых туда женушки только и могут затащить перспективой в антракте дринькнуть малость. Но это во времена Мольера и Островского в театр люди на весь вечер выбирались, чтобы поужинать заодно, себя показать и других посмотреть. А сейчас, в век ТВ и Интернета, человек более двух часов зрелища выдерживать не способен - с антрактом или без. Ну, если это не «Титаник», конечно ;)
Ну и о спектакле. Спектакль не разочаровал - бодренько всё так, динамично. Ирландские террористы, которые убивают людей и убиваются из-за кошек, оружие, которое стреляет, трупы, которые расчленяют, кровь в трехлитровых банках, тело кота с размозженной головой посреди сцены… Представляю, что из этого могло бы получиться в кино у Тарантино или какого-нибудь отечественного юного кино-натуралиста. Но театр, есть театр, а театр Пушкина - есть театр Пушкина.
Всё достаточно безобидно, порой комично, иногда гротескно. Мне кажется серьезную трагедию они поставить уже в принципе не способны. Впрочем, пьеса Мак Донах этого и не предполагала - автор очевидно сам высмеивает (или обстебывает?) всю эту нездоровую ирландскую тягу (манию?) к терроризму во славу свободы родной Ирландии. Перенесите действие в Чечню и получите куда более злободневный спектакль. Впрочем, высмеивать ирландцев, конечно, менее рискованно
Ну и о нецензурной брани. Режьте меня ножовками по металлу (а этим актеры на сцене и занимались), но никогда не соглашусь с тем, чтоб без ругательств (которых к слову было не так уж много), этот спектакль бы что-то потерял. Ближе к народу актеры из-за этого не стали, особого реализма и эмоциональности тоже не добавилось - тогда зачем? Стать той самой клубничкой, которая заманит в театр новую публику. Что дальше - полная обнаженка (в столичных театрах, я так понимаю, это уже давно правило, а не исключение) или секс на сцене? Хочется верить, что у пушкинцев и без этого есть нас, чем удивить и заинтриговать.
P.S. На летнем театральном безрыбье хотел на гастроли Минусинского театра сходить - они там какой-то спектакль, который пять Хрустальных масок собрал привезли. Но оказалось, что спектакль в двух частях и идет два вечера - один вечер первая часть, а на следующий - вторая. Выделить на театр два вечера подряд, у меня хоть убей не получится. А смотреть половину спектакля не захотелось. Это ж не «Обитаемый остров» все ж таки. Фильмы по частям, книги, спектакли - принцип сериала правит миром. Э-эх.