Старинные полотна: Москва Кандинского

Jul 25, 2011 02:15

В это сложно поверить, но рубрика «Старинные полотна» вернулась после небольших летних каникул. Пропустив всего одну неделю (хотя в отпуск уходил на две), я продолжаю свои виртуальные путешествия по мирам изобразительного искусства, в которые приглашаю и вас. В этот раз жребий отправил меня в гости к Василию Кандинскому, которого на одних сайтах зовут основателем авангардизма, а на других царем русского авангарда. И хотя я этот жанр живописи (да и искусства вообще), категорически не понимаю и не приемлю, но … тем интереснее было познакомиться с ним поближе.




Самым сложным, по традиции, было выбрать одну-единственную главную картину художника, чтобы не пытаться объять необъятное, а погрузиться во что-то конкретное. После долгих размышлений и поисков я решил остановиться на картине «Москва. Красная Площадь» (она же «Москва I»), которая с одной стороны является одной из первых выдаваемых поисковиком по запросу «Кандинский», при этом ярко отражает особенности стили художника, но не является полностью абстрактной - на ней есть хоть какие-то узнаваемые элементы.

Правда, вот беда, каких-то фактов или интересных сведений об этой картине (как, впрочем, и о других полотнах Кандинского) в Интернете найти практически невозможно (большинство сайтов пересказывают одни и те же несколько фраз), так что … не обессудьте. Но всем что нашел, честно поделюсь.


Начнем, впрочем, традиционно - с краткой истории жизни автора картины. А она у Василия Васильевича Кандинского была ой какой непростой. Родился в 1866 году. В первые 30 лет жизни всё шло вроде бы по одному сценарию - родился в Москве, учился в Одессе, окончил юрфак МГУ и получил приглашение работать профессором в университете в Тарту (очень почетное место по тем временам). Но вдруг отказался, оставил юриспруденцию и подался в художники. В 1896 году уехал в Германию, поступил в художественную школу, начал писать, работать. В 1914, когда грянула Первая мировая, вернулся в Россию, там встретил революцию, работал с большевиками, даже был председателем Всероссийской закупочной комиссии. Но в 1921 году уехал на выставку в Германию и … уже не вернулся. В 1933 году, когда к власти пришли нацисты, перебрался в Париж, и через 11 лет там скончался, в возрасте 78 лет, не дожив полгода до Дня Победы. Там в Париже и похоронен.

Как и другие мастера абстракции Кандинский начинал с вполне реалистичных пейзажей и портретов. Но постепенно, на фоне общего настроения конца эпохи и развала привычного мира, стал искать свои идеальные миры гармонии, далекие от реальной жизни. Толчком стал забавный эпизод - однажды Кандинский увидел свой же пейзаж, стоящий на боку и, не сразу узнав его, поразился неожиданной гармонии и глубине картины. И после этого стал писать такие картины, которые большинство непосвященных, ну в лучшем случаем мозаикой или орнаментом могли назвать. Ну а картина «Москва. Красная площадь» - где-то на стыке, реализма уже маловато, но и полный авангард еще не накрыл автора. Давайте же её и поизучаем.

1.
Итак, картина написана в 1916 году, накануне грозного 1917 года, полоснувшего по российской истории серпом и сломавшего ей хребет молотом. А посему (цитата одного из сайтов): «Красная площадь» - это символ города, стоящего на пороге новой эры. Желтое зарево, подобное световой вспышке, льющиеся с неба лучи света, летящие над городом птицы, яркая цветовая перекличка - все это создает ощущение торжественности и праздничности, высшего накала чувств. Возможно, это было предвидение событий, грядущих в России»

2.
Сам Кандинский так описывал эмоции отраженные на этой картине: ««Солнце уже низко и достигло той своей высшей силы, к которой оно стремилось весь день, которой оно весь день ожидало. Недолго продолжается эта картина: ещё несколько минут - и солнечный свет становится красноватым от напряжения, всё краснее, сначала холодного красноватого тона, а потом всё теплее. Солнце плавит всю Москву в один кусок, звучащий как труба, сильной рукой потрясающий всю душу. Нет, не это красное единство - лучший московский час. Он только последний аккорд симфонии, развивающей в каждом тоне высшую жизнь, заставляющей звучать всю Москву подобно fortissimo огромного оркестра»

3.
И еще цитата из Кандинского же: «Красное, жёсткое, непоколебимое, молчаливое кольцо кремлёвской стены, а над нею, всё превышая собою, подобная торжествующему крику забывшего весь мир «аллилуйя», белая, длинная, стройно-серьёзная черта Ивана Великого. И на его длинной, в вечной тоске по небу напряжённой вытянутой шее - золотая глава купола, являющая собою, среди других золотых, серебряных, пёстрых звёзд обступивших её куполов, Солнце Москвы. Написать этот час казалось мне в юности самым невозможным и самым высоким счастьем художника»

4.
Нетрудно догадаться, что на картине изображена (в весьма своеобразном ракурсе) Красная площадь, вокруг которой собирается, как засасываемая в воронку вечности, вся Москва. Сама эта круглость, а точнее шарообразность Москвы наводит искусствоведов на интересную аналогию - «По существу на полотне - теософская планета Москвы (вроде планет-миров в сказке Экзюпери «Маленький Принц»)»

5.
Еще одно интересное наблюдение: «В центре холста мужчина и женщина, вокруг них несколько сфер, на которых расположились высотки, соборы, кладбища, река. Из верхнего угла сквозь облака бьёт солнце, из правого - готова проклюнуться луна. За пологом желто-голубого неба - открывается звёздная бездна. Это лирико-мистическое полотно, словно иллюстрация к ещё не написанному Булгаковым роману «Мастер и Маргарита»

6.
Что до пары, изображенной в центре картины, то вполне может быть, что это сам художник и его вторая жена Нина Николаевна Андреевская, с которой он познакомился в Москве осенью 1916 года. Согласитесь, это многое может объяснить - мир действительно вращается вокруг двух влюбленных, и Москва превращается в их планету залитую солнцем и счастьем.

Вот и всё о картине. В заключении предлагаю вашему вниманию традиционный клип, где картины художника показываются под музыку. Правда, в этот раз музыка довольно своеобразная, но … так и творчество у Василия Васильевича было вполне себе необычным.

Ну а в постскриптуме - продукт современного переосмысления наследия Кандинского - татуировка с орнаментом в его стиле. Как вам такой вариант? Не хотите ли немного Кандинского себе на плечо, после всего, что узнали о нём сегодня?

image Click to view



P.S.



искусство, живопись, картина, художник

Previous post Next post
Up