Есть у небезызвестного Артемия Лебедева в его популярной ЖЖешечке такая рубрика как «Сиськи!». А у меня в ЖЖ есть рубрика «Старинные полотна». И сегодня получится такой объединенный выпуск этих двух рубрик. Потому что уж чего-чего, а обнаженных женских прелестей на картинах старинных мастеров хватает. Скажу больше, лет 30 назад это была единственная доступная эротика для советских школьников и студентов! И уж на эту картину вдохновенно пялилось ни одно поколение мальчиков, подростков и юношей из СССР. Итак, встречайте, Рембрандт и его «Даная»
По традиции рубрики по клику на картине она разворачивается на весь экран - можно рассматривать детали. В данном случае, согласитесь, это особо актуально ;) Но прежде чем я расскажу вам, что нужно знать об этой картине, чтобы если не быть, то слыть своим в обществе интеллектуалов. Но сначала по традиции, давайте вспомним биографию старика Рембрандта - тем более что к деталям этой картины она имеет самое непосредственное отношение.
Итак, мужчина Рембрандт родился в 1606 году в семье богатого мельника Хармена. При этом Рембрандт было его имя, Харменсзон (сына Хармена) вроде как отчество, а Ван Рейн - фамилиё такое. В 13 лет мальчик пошел учиться живописи, в 17 отправился на обучение в Амстердам, а уже в 21 вернулся и открыл собственную мастерскую (на двоих с другом Ливенсом, писавшим в той же манере, так что их картины путают до сих пор). Картины юного Рембрандта пользовались заслуженным успехом, однако особо богатства ему не приносили - и в 25 лет он перебрался в Амстердам, надеясь стать там, наконец, богатым и счастливым.
И то и другое случилось довольно быстро - в 28 лет он женился на дочери богатого бюргера Саскии ван Эйленбюрх, которая принесла ему не только семейное счастье и богатое приданное, но и много заказов от знакомых своего отца. Рембрандт разбогател, купил собственный дом, но ... Первые трое их с Саскией детей умерли во младенчестве, и лишь четвертый сын - Титус (Рембрандтсзон?), родившийся когда Рембрандту было 35, выжил. Впрочем, уже через год он остался без матери, а Рембрандт без жены - Саския умерла от туберкулёза. С этого момент жизнь Рембрандта покатилась по наклонной - после его картины «Ночной дозор» от него отвернулось общество и ушли почти все ученики. Он долго жил с няней своих детей Гертье Диркс, но так и не женился на ней, а когда она попыталась отсудить это право, упёк её в тюрьму.
К 50ти годам Рембрандт остался почти без денег, переписал всё своё имущество на сына Титуса, объявил себя банкротом и переехал жить в еврейский квартал. В последние годы жизни он писал в основном стариков и своего сына, который стал главным для него человеком. Но в 1668 году Титус скончался, а через год не стало и Рембрандта. Всемирная слава пришла к нему лишь 200 лет спустя - в 19-м веке. Сегодня он по праву считается крупнейшим представителем золотого века голландской живописи.
Главное полотно Рембрандта назвать сложно (да и надо ли?). Но у «Данаи», которая была написана в самые счастливые годы жизни художника, была необычная и интересная судьба, в которой оказались замешаны две любимых женщины художника, Дени Дидро, Екатерина Вторая, литовский маньяк и петербургские реставраторы…
1.
«Данаю» Рембрандт написал в 1636 году, через 2 года после женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Сюжетом картины послужил известный миф о Данае, матери Персея (греческого супергероя). Когда его будущей жертве царю Аргосу сообщили пророчество, что его прикончит сына Данаи, он заточил её в подземелье и приставил служанку (вон она хитро выглядывает из-за занавески). Но Зевс явился к Данае в облике …э-э-э… золотого дождя и … в общем, всё у них получилось - Даная понесла, Персей родился, Аргос кончился.
2.
Естественно Данаю кто только не рисовал. Наиболее известны «Данаи» Тициана, Тинторетто и Мабюзо, Корреджо, Госсарта, Климкта. Картины трех первых вот они ниже прилагаются для сравнения. В отличие от большинства других версий, у «Данаи» Рембрандта на картине нет золотого дождя и руки Данаи обращены не вверх, а вбок - она словно предвкушает скорый приход возлюбленного (и уже заранее раздемши?)
Тициан
Тинторетто
Мабюзо
3.
Специалисты также обращают внимание на то, что Даная Рембрандта выглядит более интимно, в смысле менее мифически. На это указывают такие детали как неприбранные волосы женщины, промятая подушка, туфельки, брошенные на переднем плане. Вопросы вызывает и кольцо на левом безымянном пальце женщины - явно обручальное. Но в мифе Даная не была ни с кем обручена - что бы это значило? И если художник изобразил на полотне свою жену Саскию, то почему у Данаи так мало черт сходства с ней? И от чего херувим на картине почти плачет?
4.
А дело было так. Уже позже, рентгеновский анализ показал, что под этим изображением Данаи Рембрандта таится еще один вариант картины - более ранний. Теперь считается, что на картине 1636 года действительно была изображена жена художника Саския, и золотой дождь был, и херувим улыбался. Но после смерти художника, та самая няня его детей Гертье, занявшая освободившееся место, потребовало картину переписать, чтоб на ней возлежала она, любимая. В 1642 году Рембрандт картину переписал, но не полностью - Даная приобрела черты и Саскии и Гертье (вот они обе ниже, с других картин Рембрандта - Саския слева, а Гертье справа). Тогда же с картины пропал золотой дождь и херувим помрачнел.
5.
Еще одна версия утверждает, что вообще-то на картине изображена куртизанка - как раз в тот период Рембрандт сделал несколько таких картин. Якобы поэтому плачет херувим - потому что любви здесь места нет. Кроме того перед Данаей как бы лежат золотые монеты, полученные ей неправедным путём - это они дают тот отблеск, на её теле. Тогда возможно Даная не ждёт, а провожает любовника? И почему она уже обнаженная становится понятно.
6.
Чтобы покончить с версиями, выдадим еще одну - многие исследователи обращали внимание на некоторую …э-э-э… тяжеловатость фигуры Данаи (они тоже это заметили?). Так вот, возможно здесь речь идёт не только о канонах женской красоты средневековой Европы (помните, рубенсовские женщины), а о том, что Даная … уже беременна. От этого, мол, и плачет херувим. То есть Зевс придёт, и … расстроится. Или он уже приходил?
7.
Ну а теперь от версий - к фактам. Картину эту Рембрандт так никому и не продал до самой своей смерти. Потом она куда-то пропала и всплыла уже в 18-м веке в знаменитой коллекции Кроза. И уже оттуда в 1772 году была приобретена российской императрицей Екатериной Второй для Эрмитажа по совету её друга по переписке, французского философа Дени Дидро. Занятно, что вместе с «Данаей» Рембрандта была куплена и «Даная» Тициана - теперь обе их можно увидеть в Эрмитаже
8.
Последний, надеюсь, поворот в судьбе картины случился в 1985 году, когда некий литовец Бронюс Майгис плеснул на картину серной кислотой и дважды полоснул её ножом. Почему именно её? Просто спросил у работниц музея, какое полотно самое ценное и ему показали на «Данаю». В результате погибло 27% полотна (фото обезображенной картины ниже), но благодаря профессионализму и оперативности работников «Эрмитажа» (слава им!), большую часть картины удалось спасти. Затем полотно восстановили, постаравшись не трогать неиспорченную часть, чтобы сохранить максимальную оригинальность картины. На это ушло … 12 лет. Сейчас «Даная» Рембрандта снова висит в Эрмитаже, но уже за бронированным стеклом (как и «Джоконда» в Лувре). Да, а того литовца признали невменяемым, он 6 лет провел в психушке, а ныне спокойно живёт в независимой уже Литве.
Вот и всё. А на прощание предлагаю вам забавное видео - здесь собраны не просто картины Рембрандта, а его автопортреты, расположенные в биографическом порядке - так что вы сможете увидеть, как менялся художник по ходу своей непростой жизни…
Click to view
Спасибо за внимание!