Всем привет. Рубрика «Старинные полотна» не ушла в отпуск (хотя … интересная мысль), и продолжает выходить в эфир раз в неделю, правда, уже не по пятницам, а «где-то в конце недели». Сегодня я вам расскажу, что смогу о картине голландца Антонио Ван Дейка, который трижды нарисовал на одном портрете одного и того же английского короля. Причём не просто так, и не для того чтобы тройную плату срубить, а с целью … впрочем, чтобы это узнать нужно открыть пост и прочитать хотя бы до середины.
Антонис (Антон, Антонио, Антони) ван Дейк (в оригинале, кстати, Antoon van Dyck - для англоязычной аудитории фамилия выглядит несколько э-э-э… провокационно) родился в Антверпене в 1599 году. Он был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями. В 8 лет мальчик потерял мать, а уже в 10 его отдали на обучение в мастерскую местного художника, так что жизненный путь мальчика был предопределен. Дальше всё по накатанной
- в 16 лет у юноши собственная мастерская, где он пишет картины на библейские сюжеты. В 20 лет Ван Дейк поступает в обучение к Рубенсу.
Быстро стал известным и популярным, поработал в Италии, Испании, но осел в итоге в Англии, куда переехал в 33 года, став придворным живописцем Карла Первого. Написал около 40 портретов монарха и его семьи, женился на фрейлине королеве дочери лорда и … умер в возрасте 42 лет, через месяц после рождения дочери. В общем, прожил короткую, но яркую жизнь, избежал нужды и лишений, и прославился как мастер портретного жанра. Одни эксперты называют его работы "первыми гламурными портретами англичан", а другие отдают ему титул основателя школы английской живописи, представителем которой позже был и Томас Гейнсборо, который уже был одним из героев нашей рубрики.
Ну а теперь, собственно, о картине
1.
Портрет «Карл I в трех ракурсах» был написан Ван Дейком в 1636 году - в 37-ми летнем возрасте и за 5 лет до смерти. Написан он был по спецзаказу - Ватикан решил сделать подарок жене английского короля Карла I, королеве Генриетте Марии, с помощью которой надеялся вернуть мятежную Британию в лоно католической церкви. Сам король ехать позировать в Рим, конечно, не мог, и придворному живописцу Ван Дейку дали задание - написать портрет в трех ракурсах, с которого потом в Ватикане будет сделан бюст монарха. И он написал.
2.
Пишут, что совместить три ракурса в одной картине Ван Дейк придумал не сам - вероятно, он вдохновлялся "Портретом мужчины в трех ракурсах" Лоренцо Лотто, имевшимся в Королевском собрании. Впрочем, Лотто нарисовал обыкновенного купца, да и ракурсы у него вышли более разные. Тогда как у Ван Дейка король словно смотрится в трельяж, боковые зеркала которого, отражают его под углом.
3.
Впрочем, достаточно беглого знакомства с портретом, чтобы заметить, что на каждом из портретов монарх предстаёт в одежде разного цвета. Более того, и длина волос на левом изображении Карла I меньше, чем на центральном.
4.
Одежда на трех портретах у монарха разная, а вот кружевной воротник один и тот же. Ван Дейк активно использовал его и на других своих портретах, и тем самым увековечил своё имя и в моде. В современном языке сохранился термин vandyked - «вандейковый», которым пользуются авторы, как научных трудов, так и популярной литературы по костюму. «Вандейковым» называют широкий отложной воротник с зубчатым изрезанным краем, напоминающий воротники на портретах работы Ван Дейка.
5.
Что касается манеры Ван Дейка, то специалисты отмечают, что он писал жидкими красками, не обводя контуры линией, а свободно означая их игрой света и тени. Именно таким образом великие мастера средних веков достигали воспроизведения души изображаемых ими людей. Кроме того Ван Дейк первым в Англии сделал фоном для своих портретов не обычные шторы, а пейзажи. Карл I, заметьте, изображен на фоне грозового неба
6.
Но вернемся к истории с бюстом короля. В 1636 году портрет Ван Дейка прибыл в Италию и попал прямиком в руки великого скульптора Бернини. Тот пророчески отметил "некоторую горестную обреченность, читаемую в чертах этого выдающегося государя" (об этом позже) и сделал бюст за несколько месяцев. Еще год ушёл на доставку шедевра в Англию, где он вызвал всеобщее восхищение в Королевском дворце.
7.
Ну а дальше начинается трагическая часть нашей истории. Ван Дейк, как вы помните, умер в 1641 году - через 5 лет после завершения этой картины. А еще через 8 лет пришёл черёд покинуть этот свет и для Карла Первого. Смерть его была трагичной - его свергла революция Оливера Кромвеля, и 30 января 1649 года монарху отрубили голову. События эти подробно описаны в частности у Дюма в «Двадцать лет спустя» (помните, там еще Атос стоял под эшафотом и на него капала королевская кровь, принадлежавшая вот этому самому Карлу).
8.
Бюст Бернини не намного пережил монарха - он с другими реликвиями сгорел при пожаре Уайтхолла в 1698 году. Сейчас в Виндзорском дворце хранится его копия, выполненная, возможно, Томасом Эйди. Там же в Виндзоре хранится и тройной портрет Карла Первого работы Антониса Ван Дейка, о котором мы сегодня с вами говорили. Будете в тех краях - передавайте привет от рубрики «Старинные полотна»
Ну и на прощание с художником Ван Дейком, по нашей традиции, подборка его самых известных работ под медленную красивую музыку…
Click to view