Сегодня у нас будет книжная рубрика. Я очередные две книжки прочитал (быстренько стал читать, молодец), готов поделиться впечатлениями. Тем более что обе книжки знатные, есть что порекомендовать. Одну, правда, большинство из вас, наверное, уже прочитали, но вторую точно читали немногие.
Стиг Лapcсoн
ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА О, Стиг Ларссон, великий и ужасный. Загадочный швед, написавший три книги, которые стали мировыми бетселлерами после его смерти. Авангард скандинавского детектива-триллера, который покоряет мир по обе стороны Атлантики. Ну, понятно, все уже третью (и последнюю) книгу Ларссона переваривают, а я еще только-только первую закончил читать. Да еще и в каких-то претензиях к ней остался. Привереда, блин.
Ни слова о сюжете - если кто не читал, то не буду вам портить впечатлений. Скажу только, что я где-то в середине чтения книги прочитал про неё статью в журнале, из которой узнал, что двое её героев почти готовые Холмс и Ватсон, только Холмс в юбке, а Ватсон в брюках. Плюс Холмс - хакер, да еще и на мотоцикле, да еще и все эти садо-мазо-перверсии… Если бы у Агаты Кристи столь натуралистично описывались изнасилования жертв… тоже не на полках бы сейчас пылилась.
И всё-таки лично я дикий восторг от книги не пришёл. Как в анекдоте - ну ужас, да, но ведь не ужас-ужас-ужас? На мой взгляд, местами затянуто. Многовато персонажей с одинаковой фамилией - поначалу с ними дикая путаница возникает. История про независимый журнал и магната-махинатора явно проигрывает основной сюжетной линии и непонятно зачем она вообще понадобилась автору? Или в этом содержался намек на каких-то реальных шведских персонажей, который все скандинавы поняли и оценили? В журнале, кстати, писали, что автора это и сгубило - мол, не совсем своей смертью умер парень…
В общем, две оставшихся книжки Ларссона я, конечно, еще прочитаю, но в число своих любимых писателей его, пожалуй, включить не готов. По крайней мере, с ранним Акуниным не сравнил бы. Не говоря уже про Кристи и Конан-Дойля. Если вы ещё не читали эту книгу, то сделайте это при случае, но только сначала разделите на два всё что о ней читали/слышали, и приготовьтесь к долгому неспешному скандинавскому детективу, где развязка наступает за 100 страниц до конца, а ружье, повешенное на стене в первом акте, так и не выстрелит.
Джонатан Коу
КЛУБ РАКАЛИЙ На эту книгу, я вышел совершенно случайно - её рекомендовали в какой-то подборке журнала «Афиша» (типа «Лучшие книги 200..какого-то года»). Ну, я книжки выписал, потом случайным образом на неё пал выбор - нашел, купил, прочитал. Такая своеобразная рулетка - покупаешь сам не знаешь что, но что предварительно отобранное и рекомендованное экспертом, которому доверяешь.
Книга оказалась повествование о Британии 70-х годов - где профсоюзы сражаются с работодателями, рок-музыка еще только набирает силу, школьники выпускают настоящие журналы, а ни о каких социальных сетях никто и слыхом не слыхивал. Действия книги разворачиваются в Бирмингеме, сразу в нескольких семьях, объединенных общей школой, в которой учатся их дети. По духу и антуражу напоминает фильм «Рок-волна», но сделано не так точно и мастерски.
В сюжетном плане тут понамешано всего - и школьные романы, и подростковые конфликты, и адюльтеры их родителей, и британские нацисты, и ирландские террористы. Местами смешно, местами трогательно. Есть очень яркие фрагменты, которые хочется пересказывать друзьям (например, про то, что на уроке физкультуры каждую неделю было плавание и кто забывал плавки заставляли купаться нагишом - и это в шестом то классе!), а есть куски, которые вообще никак не цепляют.
В общем, это такой странный коктейль - чего-то чуть-чуть не хватает этой книге, чтобы встать в один ряд с теми же книгами Иванова или раннего Полякова, которые я прочитывал на одном дыхании. Может, мешает разница во времени и географии - все-таки Британия 70-х это очень далеко от нас во всех смыслах. Но написано хорошо, переведено отлично, читается легко. Достойная книга для любителей хорошего чтения. Всем, кто себя таковыми считает, могу дать почитать ;)