Мою книгу «Тайный покупатель» можно бесплатно скачать в сети:
на Литресе можно читать или скачать :
«Тайный покупатель» на Литресе И на Авторе-тудей скачать:
«Тайный покупатель» Я решила реанимировать страницу на Авторе-тудей как запасную на всякий случай. Вон у авторов Литнета возникли проблемы. Литнет оказался вражьим. Я это, кста, поняла ещё в 2019 году, и попросила удалить страницу. Правда меня долго мурыжили с причиной (там всё читалось не то чтобы активно, но любовный роман «Чипсы» читался хорошо - ну то есть для читаемых авторов плохо, но для меня оч прилично - я ж муру-то не пишу), но я попросила удалить и всё. Переписка заняла тогда три дня. Потом я стала вычищать интернет от пиратов, но пока так до конца и не вычистила. В общем, реанимировала страницу, оказывается на Авторе-тудей её невозможно удалить в принципе. Я пробовала заводить страницу как раз с «тайным покупателем» ещё на одном портале, но там админ вообще не сечёт в жанрах и отвечает невпопад, так и гуглится до сих пор там моя книга, хотя админ уверяет, что всё удалено, там сайт кривой вообще. А автор-тудей сделали так, что можно загрузить полностью файл, раньше такого не было, приходилось выкладывать частями как и на литнете - оч утомительно, когда у тебя все тексты подбираются к 20 алкам. Я тратила на загрузку в Литнет например часа два. Я разрешила скачивание на авторе-тудей, но у меня и с Литреса пираты скачивают. Если вдруг снова пираты разместят у себя, то пусть. Текст средний, но есть удачные места. Написан - не выкидывать же.
Это молодёжный, наверное, триллер с элементами мистики, также есть элементы детектива. Я рассматриваю наверное этот текст как детектив, а автор-тудей сразу почему-то поставил тэг любовные романы, хотя я сама ставила и другие тэги.
У меня есть знакомая Лена, она и, я так понимаю, её дочка много читают. В общем, Лена не в восторге по-моему от этого текста. Ну она приверженец реализма, а тут всё-таки жанр.
Я конечно же реалист, но люблю нагнать тумана в текстах.
Этот текст дался достаточно просто. В 2018 году я пошла в «перекрёсток» за едой, и передо мной шли две девочки-подростка. И я вдруг представила, как они будут меняться со временем, спустя годы. Я не видела их спереди. Я помню только «задний план». Пришла домой и говорю: у меня такая идея возникла: девочка видит людей в старости.
Наверное такая идея много где есть, сын говорит, что да. Но я решила её использовать.
Раньше я сидела на СИ в одном детективном сообществе и начала им на конкурс писать детектив. Но не дописала. Но героиня там живая была. И я решила её перенести в свой текст и наделить способностями провидения. Во второй части начало - старое, из 2012, легко заметить по стилю.
В Литинституте нам говорили на семинарах, что не надо рассказывать о том, как придумывался текст, это никому не интересно. Есть текст и всё. Наверное это верно. Поэтому больше не буду ничего пока писать о начальном, как говорится, материале.
Напишу о книге.
Тут много интересного для меня. Во-первых это тема непрозрачного поступления на бюджетные места на факультеты дизайна в Москве, да и во все творческие вузы - там же внутренние испытания. Вообще тема поступления в вузы - это песня конечно. С прошлого года стало ещё хуже и, хоть правила поступления немного изменились, проблема тех, кто занимает последние проходные места в рейтинге остаётся и стала ещё более проблемной. Система не совершенна и как её изменить сказать сложно. Вероятность прохождения на бюджет даже приёмка (приёмная комиссия и её работники) не всегда могут просчитать с большой вероятностью. Это лотерея, и кто-то всегда остаётся за бортом. Оба героя - Антон и Тоня занимают последние места для прохождения на бюджет. Тоня вылетает в последний день и не успевает переложить документы в более демократичный по баллам вуз. Антон тоже не поступает, но так как он и не забирает оригиналы документов, то в итоге поступает последним бюджетным местом - тот, кто поступил перед ним забирает документы уже после объявления списков и даже заселения в общежитие. Это, кстати, реальный случай. Когда поступала моя дочь, один мальчик (мама мальчика не захотела, чтобы он учился далеко и потребовала от сына забрать доки, боясь опасностей столицы) из уже утверждённой приказом группы забрал документы и дал шанс тем, кто был ниже и уже отчаялся.
Но повесть конечно же не только об этом. Это просто фон. Это повесть о молодых людях их любви и подозрительности. Об их счастливом месяце-августе, который так и останется их лучшем месяцем за всю жизнь, и об их размолвке.
Она - подрабатывает уборкой, чтобы семья могла расплатится с ипотекой, в школе её обижали, смеялись над ней. Кстати, когда я правила, я многое уже подзабыла и смеялась над страницами, где описывается её отец, препод струнного отделения музыкалки и бард - в одном месте, когда он покупает гитару вместо того чтобы отложить на ипотеку деньги его конечно ругают, а он после придумывает песню, как вырвали душу и убили. Ещё он там приходит после выпускного под утро с гитарой - из школы без родителей не выпускают (такой случай об отце знакомого рассказала мне дочь), и девочке за него оч стыдно. Папа героини появляется всего несколько раз в повести. Вот эпизод с утром после выпускного:
«Между тем папа начал играть, не замечая ухмылок оставшихся одноклассников, чьи родители не подбухивали всю ночь, а отсыпались после работы. Папа пел все эти песни о куполах, об облаках, которые летят как павы - эту я особенно не любила, но потом, слава богу, спел про любовь, а не про смерть в горячих точках. Песню про неудавшуюся любовь − просто гениально. Там женщина звонит своему бывшему, она замужем, но вот звонит, они болтают ни о чём, и потом прощаются. И вроде бы всё. Но ясно, что мужик одинок, а у женщины не всё ладится в семье, но вернуть уже ничего нельзя. Она не может предать семью, но в память о прошлой и как оказывается настоящей любви, называет ребёнка именем того мужчины, от лица которого и рассказывается песня.
Классная прослезилась и сказала папе с чувством:
− Спасибо, в молодость вернулась, даже в детство.
А остальные, по-моему, стояли и еле сдерживали ухмылки, эти песни бардов катастрофически устарели, я их еле переношу. А мама так вообще стискивает зубы, когда папа берёт в руки гитару, и сжимает кулаки, но мама молчит.
Папа ещё долго по новой говорил о выпускном вообще и в честности, у него в музыкалке тоже каждый год выпускные в мае, странные типы, преподаватели духовых и народных инструментов, выходят на сцену и торопятся отбарабанить обязательные торжественные идиотские речи. Зато струнные и фортепиано - это цари, это лоск во плоти. И папа такой. Папа всегда прекрасно говорит… если бы он ещё прекрасно зарабатывал, мне не пришлось бы вонять хлорамином и прочими туалетными утёнками…
Наконец, после ещё двух исполненных дуэтом с классной нелепых песен в стиле шансон про Давидову ногу и про ночь на каблучках, мы распрощались, я перевернула чёрную страницу своей жизни, пережила самую чёрную, так мне тогда казалась, ночь и вошла в новое серое утро».
Вообще папу в семье не оч уважают, но терпят - они все технари-чертёжники, а он творческий и такой мягкий человек, хоть он и родной сын, кажется, что родная семье как раз невестка, мама героини.
В общем эта повесть где-то о неуверенности, где-то об ошибках молодости, но главное, что мне хотелось показать - это наше беспросветное время, интересы современных молодых людей, среду и возможность их как сейчас принято говорить «реализации», которой просто нет. Но есть, например, такие востребованные вакансии как «тайный покупатель». Стукач по простому. Честно скажу - ненавижу сам уклад нашего общества - инсценировки и подставы, пронизывающие всё: выписывание штрафов за хрен знает что, ненавижу приставов и налоговые - за долг они с вас три шкуры сдерут, сняв деньги два раза, а если вы переплатите, перепутав лицевые счета, а не расчётные, так хрен вернёте. Ненавижу собесы, которые занимаются тем, чтобы не выдать вам ваши льготы. Вообще ненавижу наш госуклад, где люди, платящие налог в 13 процентов как физлицо не могут потом включить эти годы в стаж, то есть попросту дарят эти деньги - такого нет ни в одной цивилизованной стране. Сейчас правда иногда бывают проблески кое-где, если долго жаловаться, могут прислать письмо с извинениями (раньше такого не было) и даже если жаловаться в правительство рф по какому-нибудь пустяку, то там всё-таки внимательно рассмотрят, а не просто отпишутся, как московские чинушки. Но это к повести вообще не относится. Просто героине приходится подрабатывать тайником - и не простым, а за большие деньги, когда организована целая маленькая операция по выводу на чистую воду нечестной приёмной комиссии или... ну не буду рассказывать дальше.
В общем, она приходит к нему в салон как тайник и, увидев его в будущем, от испуга валится в обморок. Потом у них любовь, но она настаивает на том, что за ним идёт охота. Он отдаляется от неё под давлением друзей, начинает её подозревать в том, что она приставлена к нему и следит - ведь герой - продукт капиталистического общества, где человек человеку волк, он вдруг не верит в искренность героини, в её настоящую любовь, и отказывается сделать ей предложение. Вот важны такие моменты, которые перечёркивают часто жизнь, и люди, будучи уже старыми, одной ногой в могиле, всё так же сожалеют о роковой ошибке и последующей жизни под откос. Роковая ошибка - почти обязательный элемент в детективах, ужасах и триллерах:
Вот я пишу в одной главе:
«Событие может казаться абсолютно обыденным, рядовым, случайным. Когда оно приводит к роковым последствиям, то сразу поедом едят разные мыслишки о роке и божьей каре. А может это ад соскучился по нам? Всегда в таком случае есть общее, одинаковое − событие происходит неожиданно, его невозможно просчитать».
Вообще герой - человек доброжелательный, наивный, он хочет обычной жизни, дружбы, любви, общения. Кто в молодости не жил легко, спокойно, кто не наслаждался жизнью вместо служения ей. Герой упрям - он сопротивляется своему призванию, он хочет жить как все - общаться, сидеть в кафе, гонять на машине (можно подставлять и другие увлечения), он введён в заблуждение тем, что все и везде к нему хорошо относятся, все его любят, даже когда увольняют с работы, и ему помогают. Он верит во всех людей, но не верит любимому человеку и не верит родному отцу! И на то есть конечно же объективные причины. Но в том-то и дело, что мудрость как раз и заключается в том, чтобы распознать настоящее - такая проблема шекспировского плана, Короля Лира. Надо иметь что называется если не мудрость, то чуйку. У героини чуйка есть, она видит в старости и друзей героя, герой же заблуждается и он дорого заплатит за свою ошибку. Заплатит по полной.
Я попыталась в начале ещё показать уклад всяких там офисов. Молодёжь живёт даже не зная, что их перемолят и выплюнут. Профсоюзы у нас прирученные властью, обычные люди живут бедно, так ещё и безработица огромная. А все места занимаются по знакомству или за большие деньги покупаются. В общем можно об этом тоже долго говорить, но мне кажется, что получилось показать такой срез именно вакансий для молодёжи - работа в кафе или в салоне связи, или, как героиня, частными уборками (всем сейчас нужны клинеры), частными дачными консервами или тайным покупателем.
Она с бабушкой продаёт домашние дачные заготовки, он работает в сети салонов связи большой четвёрки. Так складываются обстоятельства, что один раз они пересеклись по телефону, а спустя три года встретились - она увидела его в будущем и пытается образумить и донести, что на него организована охота. Он же не верит - вокруг него, считает он, настоящие друзья. Только в конце становится ясно, кто всё-таки пытался героя уничтожить. Так что детективная линия есть. Даже очерчен круг подозреваемых и ложный след, присущий классическому детективу.
В общем нет в повести ничего однозначного. Она современна, остросюжетна, хоть и с набившими оскомину гонками и ДТП. Повесть нравится мне такой грустью и безысходностью, атмосферой недостижимости счастья - ничего другого в нашей беспросветной серой жизни и не бывает. Повествование ведётся то от лица его, то от её лица. Я надеюсь, что это такое лёгкое чтение с послевкусием и запоминанием светлой грусти. Прекрасный получился бы фильм, повесть очень кинематографична.
Я нарисовала ужасную обложку, но попросила дочь подправить чутка. Вот что получилось:
Обложка повести Рахили Гуревич "Тайный покупатель"
Вот мой исходник. Кстати имя написано архитектурным шрифтом, а само название - уставом (это важно для повести), наш герой как и Мышкин отличный каллиграф, а фамилия у него Червяков не случайна, от книжного червя.
Мой брат прочитал эту повесть и не поленился написать все свои замечания. Он ужасно мне помог. Обычно я хорошо знаю то, о чём пишу, но тут в укладе корпоративов, и что касается мото и авто - я полный профан, зато теперь я знаю, что такое кроссовер и крузак. А брат и на мотоцикле много ездил. Ещё я переписала сцену аварии, потому что брат увидел ерунду. Если увеличить можно его обширные правки прочитать:
Я очень люблю последнюю страницу повести, когда героиня идёт мимо дома, где навечно заточён наш герой. Он видит её мельком в камеры наблюдения, но не уверен в этом, а она от всех расстройств прошедшего года увеличивает свои мистические способности - она, не оборачиваясь назад, видит свои следы на первом снегу, то есть как бы у неё открывается ну не третий глаз, но она «видит» то, что происходит за ней. Она видит дорогу за собой, потому что впереди у неё нет дороги: её без него не ждёт ничего хоть приблизительно похожего на счастье - ну такой символ, что у молодых людей всё в прошлом, а будущего нет. Хотя в принципе можно написать и продолжение, ведь злодей, хоть и раскрыт, но на свободе и процветает. И он (или кто-то новый) может попытаться нашу героиню использовать в каких-нибудь своих целях. Но наверное я никогда не напишу продолжение, без него и так хорошо.
Повесть входит в цикл мирошевских повестей. Город Мирошев почти придуман мной - в городе культ писателя Загоскина. Когда я создавала, как сейчас принято писать «вселенную», а на самом деле вымышленный город с гербом и символом, впитавший в себя что-то от Владимира, что-то от Сергиева-Посада, я прочитала в библиотеке Мошкова нашего славянофила все времён и народов Аксакова, у него есть большая статья, посвящённая Загоскину. Он был безумно популярен в своё время, им зачитывались, ставились и его пьесы много.
Вот диалог, герой беседует с ресторатором о Загоскине:
«− У нас всё фермерское, проверенные поставщики все почти местные. - подошёл дядя Жорыч, продолжая просвещать и инструктировать. - «Мужики Загоскина» − не забывай. Не для красного словца, а - традиция. И ещё вопрос, Антоний, - Жорыч замялся.
− Да конечно.
− Ты случайно Загоскина этого не читал?
− Читал.
− И спектакли его читал?
− Пьесы читал, но не очень внимательно. Пьесы тяжело читать.
− Это важно. Это очень важно. Иногда, знаешь, туристы - умники такие захаживают. Любят спросить то-сё.
− Отвечу, поддержу беседу.
− Ну а вообще как тебе, Антоний? - Жорыч старался выглядеть как бы моим коллегой по филфаку, смотрелось это комично: ни за что не хотел показаться невеждей, как все невежды хотел вести на равных обсуждение. − Вообще Загоскин, как писатель?
− Да ниже среднего.
− Почему?
− У него условный мужик в романах, ненастоящий, неживой. Лубочный.
− Но ведь люди зачитывались. Ты посмотри: какая живопись!
Жорыч имел в виду полотно при входе под названием «Новый роман». Дамы в накрахмаленных старинных юбках читают где-то на природе около усадьбы книгу, рассматривают её, обсуждают.
− Сравнили, Николай Георгиевич. В каждом времени своё чтиво.
− Но Аксаков-то хвалил.
− Я не спорю. Загоскин был популярный. Но средний автор, средний.
Жорыч снисходительно улыбнулся, кажется, он мне не поверил.«
Вот что говорит героиня повести об этом же:
«Мирошеву не повезло, здесь жил писатель Загоскин. Его все помнят по реплике из «Ревизора». То есть я не помнила, узнала, когда к ЕГЭ готовилась. Это самое ужасное что может быть - читать пьесы, и зачем их только в программу вставляют, и в ЕГЭ. Дедушка часто повторял, что надо браться за самые сложные нелюбимые дела, ставить непосильные задачи. Он говорил применительно к черчению, когда я отлынивала от его сложных заданий, но по жизни я запомнила эти слова, заставила себя прочитать пьесу про ревизора, который оказался совсем не им. И не пожалела, он там напился и хвалится, что написал роман, что один роман Загоскина, а другой - его. Читать этого Загоскина невозможно, так дедушка говорил, но город чтит память, у Загоскина же тут было имение…«
У меня много повестей из этого цикла - все они написаны от первого лица подростков или молодых людей.
Офф от 29 сентября
Случайно нашла обложку первую, Ритин рисунок и моё оформление. Я, когда пролетела с этим текстом на к-се ндк, решила выложить её на только что открытую читалку на к-с YA (молодёжные тексты по-русски), тогда все пиарили эту пл-ку, противопоставляя её »грабителю«-литресу. Яспросила в группе вк по поводу возраста, на который рассчитан к-с, а хозяин этой читалки мне ответил, что до 16 лет, хотя это не верно: YA не до 16. Я слава яйцам выложила только первую главу и сразу удалила страницу, которая в общем-то там до сих пор есть, а этот же хозяин читалки ответил мне недавно, что страницы не может быть, если я удалила. В общем, он странный. А в бытность свою писателем, брал по 5 тысяч рублей, если вы хотите чтобы вашу фамилию присвоили герою текста. ))) Ну в общем, ему главное ответить, а что он мелет, суть не важно. Но вот была такая первоначально обложка, и она до сих пор в той читалке видна, если вбить в поисковик название (ну в начале года так было, до войны, может сейчас и нет, потому что после начала войны читалка переехала на какой-то более сильный хостинг - все авторы в ту читалку ломанулись с литнета и старый сайт этой читалки сразу прилёг, не рассчитывая на такой наплыв даже во сне):
Рахиль Гуревич. Тайный покупатель. Первая обложка