raw-vision (редакционная ревизия)

Apr 12, 2013 00:48




Хотелось бы немного расшевелить тему упадка активности в сообществе.
Вроде бы всему виной опять времена и массовый исход юзерских
масс в обетованный фэйсбук. И бегство контента вослед. Но и ФБ не
блещет современностью. Может быть пришло время букв и твёрдой пищи,
вплоть до собирания камней? Есть, например, разные тексты, появляются
новые. Давайте сориентиентируемся, определим, где-же восток, где ждать
появления дежурного освещения. Так в самом деле - что мы имеем в виду
под "raw vision" вообще и в частности?

Ведущий журнал отрасли, название которого оказалось сдублированным комьюнити «raw_vision», очерчивал во второй половине 80-х объект своего внимания так: «creative expression that exist outside accepted cultural
norms, or the realm of 'fine art'", и дополняет: "creators would not
consider themselves artists, nor would they even feel that they were
producing art at all.» Примерный перевод мой: «Творческое самовыражение,
существующее за пределами общепринятых культурных норм или сферы
'изящных искусств' как таковой» и «творцы которого не считают себя
художниками или даже вообще не подозревают, что производят объекты
искусства». Надо сказать, что основатели журнала таким образом
намеревались охватить весьма обширный пласт авторов, включив в него
и наивных художников, и искусство этнических меньшинств, и разного
рода маргиналов, фриков, чудаков, визионеров, ну и наконец
изобразительную деятельность психопатов («наше всё»).

Сегодня, 30 лет спустя, такая интерпретация outsider-art'а перестала
быть адекватной. Культурные «нормы» оказались расширены до беспредела,
а понятие "искусство" стараниями постпостпостмодернистской мысли
окончательно денатурировалось в кисель. То, что ещё не так давно
считалось девиантным и симптоматичным, сегодня поспешно
инструментализируется арт-сообществом, которое захлестнула мода на
субъективизированную маргинальность, психотичность, сюжетную
разъятость, романтизированую асоциальность, аутистичность и т.п.
В результате достигаемый профессионалами внешний эффект иногда
очень напоминает психопатический образец, но суетливая имитация формы
выхолащивает её предельно специфичное содержание. На месте хронических
и безуспешных попыток достичь мира с Другим, партизанской интриги
и Великого восстания предстаёт банальная имитация галлюциноза,
высосаного из нежного пальчика. Симуляция вместо диссимуляции. Старая
проблема оригинала и подделки.

Фокус этого комьюнити настроен на достаточно специфичную волну. Она
сильно отличается, содержательно, от «наива», формально - от «классики»,
по-интенции - от «модерна». Это весьма трудно озвучить, и я надеюсь на
ваше милосердие, но сам «vision» сообщества стремится быть более «raw»,
более сырым и ненормативным, парадоксальным, сочетающим индивидуальность
и архетипичность, подлинность и бредовость, ясность и галлюциноз,
науку и магию, гармонию и травму. Как критическая масса внутренних
противоречий находит выход в цельной пластической деятельности? Как связаны
повествовательные структуры и характер образного выражения? Многое могут
помочь понять биографические справки, медицинские заключения, фотографии
- с точки зрения анамнеза, но не диагноза. Т.е. наш сектор, являясь
пересечением болезни и творчества, представляет особо ценное вещество для
анализа антропологических оснований искусства. Стоит принять во внимание
точку зрения современных нейролингвистов: «Шизофрения - это плата разумного
человека как биологического вида за обретение им конвенционального языка»
(Tim Crow) и «тем самым, за обретение культуры» (Вадим Руднев). Поэтому
вопрос базовых критериев остаётся первостепенно важным.

Вторая проблема - ограниченность материала. Залежи психопатического
экспрессионизма, как и запасы нефти, ограничены в пределах преимущественно
первой половины ХХ-го века с плюсом. Как и история модернизма.




Вкратце дело было примерно так.
Мода на безумие началась с сюрреалистов. Завезённая в 1922 году Максом
Эрнстом во Францию монография «Bildnerei der Geisteskranken» Ганса Принцхорна
стала их официальной Библией. Круги от появления этой книги разошлись
достаточно широко.



Naterer / Ernst



Debufee / Müller

Её влияние сказалось на формировании параноидально-
критического метода Дали ("моё единственное отличие от сумасшедшего -
это то, что я не сумасшедший"), практике автоматического рисования Андре
Массона, «антиживописи» Хуана Миро. Андре Бретон объявил клиническое
безумие главным источником вдохновения для движения авангарда. Был
задет сам П.Пикассо, и что малоизвестно, именно сюрреалистический период
в его творчестве оказал прямое влияние на складывающийся стиль Фрэнсиса
Бэкона. В 30-е началось паломничество художников в психиатрические
клиники. Примерно тогда же книга Принцхорна попалась в руки будущему
популяризатору сабжа Жану Дебюффе, основавшему позднее «Art-Brut»-
музей в Лозанне. К этому периоду относятся биографии титанов жанра:
Адольфа Вёльфли, Хайнриха Антона Мюллер, Карла Ланге, Августа Наттэрер,
Алоизы, Карла Бренделя, Августина Лесажа, Мишеля Надара и многих других.

Период золотого века закончился с приходом к власти в Германии
художника-неудачника Адольфа Гитлера, использовавшего собрание Принцхорна
в пропагандистской выставке «Дегенеративное искусство» и подвергшего
эвтаназии около 70 000 пациентов психиатрических клиник, в том числе
ряд участников исторической монографии. Помимо нацистской «медицины»
следует упомянуть и появление в 30-х годах в психиатрии таких методов
лечения, как электросудорожная терапия, инсулиновый шок и лоботомия,
серъёзно отразившихся на качественном уровне творческой активности
стационарных больных.

Война, как массовый психоз мирового значения, унесла и изуродовала
миллионы жизней, и какое-то время интерес общества к приватному
галлюцинированию утратил актуальность. Но, постепенно, из андерграунда
начали появляться новые имена (Фридрих-Зонненштерн, Шультхайс). Хотя в
целом мировой центр послевоенного искусства и сопутствующей коммерции
переместился в Штаты. Городская субкультура Америки не подверглась
тотальному слому и тихо продолжала поставлять интересных персонажей,
таких как Генри Даргер, Брюнченхайн, Мортон Бартлетт, Мартин Рамирес.




Но с изобретением в 1952 году хлорпромазина резко сократилось
количество пожизненно галлюцинирующих в психиатрических учреждениях
пациентов. Психотерапевты нового поколения, писатели-битники и
радикальные философы подводили под конфликт творческой
личности и общества новую теоретическую базу, переосмысляя
краеугольные понятия нормы и патологии. Благодаря студенческому
движению в Европе набирала обороты неолиберальная революция 60-х.
Вышедшие из под контроля спецслужб психоделики сделали
экспериментальные психозы орудием труда маргиналов, а затем стали
системным атрибутом хиппизма. «Расширение сознания» приобрело
необратимый характер и для общества в целом, и для отдельных
индивидуумов в частности, поставляя психиатрии новых подопечных,
а контркультуре - новых героев для подражания. На пике противостояния
человека и больницы произошло нечто принципиальное, и в то же время
роковое для оутсайдер-арта как явления - деинституционализация
психиатрии
на Западе.

В итоге освобождённый шизорадикал стал, помимо всего прочего,
непосредственным игроком артбизнеса, разделив с добровольными
участниками последнего все бонусы и невзгоды профессии.
Слияние оказалось внешне плодотворным. Весь спектр выразительных
средств безумия давно адаптирован и современным (актуальным и
каким хотите ещё) искусством, а ныне и дизайном, рекламой и
массовой культурой в самом широком смысле. В итоге глобальная
экспансия арт-рынка создала для искусства оутсайдеров свою
коммерческую нишу (напр. «Outsider Art Fair» в Нью-Йорке). Но выиграло от этого
только «наивное» крыло. Экзистенциальный статус психически
больного не позволяет человеку самостоятельно воспользоваться
результатами своего труда. Да и купированое нейролептиками
творчество нынешних «сумасшедших» уже не дотягивает по-энергетике
до высот и бездн «Золотого века» классического безумия. Разве что
остались ещё где-то скрыто творящие и неохваченные интернетом
подпольщики, продолжаюшие спасать Вселенную, скрываясь от
собственного всевидящего Я в галлюцинаторных лабиринтах бреда.

Уверен, они есть среди нас, и если Ваш сосед редко появляется
на улице или тащит домой странные вещи - приглядитесь к нему получше.

Ещё одна цитата в заключение: «...художественный мир всегда был миром
интровертов... Но сильно интровертный тип потерпел сегодня поражение.
Быть интровертом некрасиво. Считается, что это род сумасшествия.
Такой человек представляет собой опасное и публично безобразное
зрелище. До сих пор вся история культуры делалась интровертами,
но на смену им пришли другие существа, которые говорят, что ко
всему надо относиться с точки зрения внешнего существования»
(из интервью Ильи Кабакова Openspace).

специально для raw_vision (cc) dimaze

Цитаты по:
В. Руднев «Словарь безумия» М. 2005
http://en.wikipedia.org/wiki/Raw_Vision

Прилагаемая подборка иллюстраций призвана выявить некоторые параллели :)



Jacob Mohr - Proofs (1910



Edaward Kienholz - The Birthday (1964)



Lonnie Holley - Little top to the big top (1993)



Morton Barlett - Seated Boy and Boy with Fshing Rod (c.1950)

about

Previous post Next post
Up