Непал-8 Катманду. Район дворцовой площади.

May 05, 2007 20:59

Мы вновь возвращаемся в Катманду. Чтобы еще немного погулять, посетить кондитерскую, побродить по дворцовой площади и вспомнить, что нам рассказывал про нее Кашир.


По дороге из Читвана в Катманду, мы остановились около канатной дороги. Вполне себе современная кабина отвезла нас с 200 метров сразу на 1100. Наверху расположена небольшая, но очень живописная деревенька с храмом и прилагающимся к нему рынком. Так как на рынке продавалось очень много голубей и козликов, я решила, что это всё жертвенные животные. А большая толпа непальцев с тиками утвердила меня в мысли о каком-то празднике. Туристов в этом месте нет совсем, а значит, продавцы не хватают нас за руки и не просят что-то купить. Даже странно. Но приятно.




На обратном пути, когда кабина проезжала над рекой, мы оперативно пытались определить точку, из которой надо бросить монету, чтобы она попала в воду. В результате, кинули штук пять с разницей в несколько минут секунд. Хоть одна должна была попасть точно.
Кстати, очень приятно находиться в стране, где никто не знает русского. Можно на своем языке обсуждать всё, что угодно.




А еще по дороге мы впервые увидели горы! Почти нереальные белые вершины настолько красивы, что у меня нет слов. Но они и опасны. Дорогу часто перекрывает оползнями, и дорожные рабочие все время раскапывают очередной участок пути.

Столица Непала - город Катманду с населением около 300 000 человек. Как все дороги ведут в Рим, так и в Непале единственная дорога ведет в Катманду. В самом городе автомобильного движения в нашем понимании не существует. Дело в том, что оно происходит во всех направлениях одновременно. Машины, автобусы, мотороллеры, рикши, велосипеды, коровы, собаки, пешеходы, изумленные туристы смешиваются в бурлящий хаотический поток. Почему нет дорожных происшествий - абсолютно не понятно, но это факт. И при этом все постоянно гудят. Чтобы поросить уступить дорогу, чтобы предупредить об обгоне, чтобы просто поторопить идущих по проезжей части пешеходов, просто погудеть под музыку… Через пару часов перестаешь вздрагивать по любому из вышеперчисленных поводов и начинаешь воспринимать гудение как фоновый шум, такой же как мычание коров и мантру «Ом мани падме хум», звучащую изо всех окрестных палаток. Историческая справка: первый автомобиль был занесен в Непал носильщиками по частям, и Его Величество король катался на нем по специально построенной дороге вокруг дворца.




Днем мы забрались на крышу отеля. Оттуда были прекрасно видны королевский парк, самая дорогая пятизвездочная гостиница (вроде бы Рэдиссон) и самолеты, заходящие на посадку.
Город был основан в 10 веке, но свой нынешний облик приобрел в 16 столетии. Он невелик по размерам, но велик в своей чудесной красоте. Тысячи храмов, индуистских и буддистских, изваяний, медных скульптур заполняют каждый его уголок. Город не воевал. Он накапливал сокровища, не расходуя их, и теперь, дивным образом вплетаясь в современную жизнь Катманду, они создают сказочный облик восточного города. В каждом дворе может оказаться архитектурный шедевр мирового значения. Скульптура может стоять прямо на мостовой, так что не мешало бы ее оградить, но, с другой стороны, нельзя же огородить весь город.




В Катманду ничего не строят и не показывают специально. Памятники - живые, пагоды - действующие, святыни - посещаемые. Таковы и другие города долины Катманду (буддийский Патан или индуистский Бхатапур), такова вся страна. Долина Катманду представляет собой плато на высоте около 2 000 метров, длинной 25 и шириной 15 километров. На этой, сравнительно небольшой площади, расположено одно из самых больших в мире скоплений храмов, монастырей и прочих святынь.




Дворцовая площадь (Хануман Дхока) - это историческое местонахождение королевского двора. Хануман Дхока с ее древними храмами и дворцами является отражением религиозной и культурной жизни народа. На этой площади проводят коронацию непальских королей и устраивают пышные празднества в честь этого знаменательного события.




С обратной стороны дворца находится небольшая площадь, захваченная торговцами сувениров. Там продаются почти всё, что нужно настоящему туристу от Непала. И поющие чаши, и свитки с мантрами, и самая разная бронза. И даже гуркские ножички. Продавцы тянут к туристам руки, кричат что-то про «very cheap price», я усиленно прячусь за Сашку. Он длинноногий и ходит быстро, так что маленькие непальцы со своими товарами не могут нас догнать, хотя и пытаются.
Если немного отойти в сторону от основных туристических улиц, можно набрести на улицу портных. В любом магазинчике вам могут легко сшить сари или сальвар по размеру. Готовых сари больше, чем 46 размера в продаже почти нет. Но можно поинтересоваться в каком-нибудь крупном магазине.




Храм Богини Кумари (Кумари Гхар) является местом проживания живой богини Кумари и находится вблизи дворца Хануман Дхока. Храм изобилует резными деревянными балконами и ставнями. Живая богиня может показаться из своего резного окна, но фотографировать ее запрещено.
По приданию великий король Джая Пракаш Малла захотел получить много духовной силы. По одной версии он пригласил на танец богиню Дургу и во время танца возжелал ее. Богиня рассердилась и сказала, что с этих пор он сможет ее видеть только в образе маленькой девочки из низшей касты. По другой версии король изнасиловал девочку и она умерла в храме богини. Правда скрыта за давностью лет, но культ остался.




Претенденток на воплощение Кумари тщательно отбирают. Родители девочек из неварского клана шакья, касты (барэ), золотых и серебряных дел мастеров приводят своих чад в возрасте от четырех лет на суд к пятерым индуистским священникам. Отбор идет по 32 параметрам: и размер носа, глаз, гороскоп, голос, характер. Гороскоп ее должен сочетаться с гороскопом короля. Самое тяжелое испытание - страхом. В темной комнате, где раздаются устрашающие крики и звуки, пляшут мужчины в костюмах и масках, кидают к ее ногам буйволиные головы, которые были отрублены во время праздничных жертвоприношений. Если девочка осталась спокойна, то она - и
есть настоящая богиня. А потом, наконец, она должна узнать свои украшения и предметы, ей принадлежавшие ранее, из самых разных, в том числе и чужих.
Новоизбранная богиня переселяется в храм и живет там до первых месячных. А после - теряет свою божественность и возвращается домой. До конца жизни ей полагается солидная королевская пенсия. Вообще-то жениться на бывшей Кумари - к несчастью, но большая часть девушек все-таки выходит замуж. Может пенсия перевешивает несчастья?
Недалеко от Кастхамандапа на Джайши Девал находится храм Шивы, знаменитый своими вырезанными из дерева фигурками, изображающими эротические сцены. Именно через это место проходит маршрут праздничной колесницы во время праздников Индра Джатра, Гаи Джатра и других.




Меня вообще радует трогательное желание непальцев все важные храмы и статуи закрывать. Например, чуть ли не половина храмов закрыта для посещения весь год, кроме пары дней - во время грандиозного фестиваля дождей. А около задней стены старго королевского дворца стоит гигантская статуя в виде головы «Белого Кришны». Кашир - наш гид - сказал, что от его ужастного взгляда дети пугались и плакали, и, дескать, поэтому его закрыли решеткой. И бархатцами сверху присыпали. Еще из закрытых статуй можно полюбоваться на Ханумана - царя всех обезьян. Он стоит у входа в старый дворец, закутанный в алую накидку и щедро намазанный краской на основе паприки. Во рту у него - бархатцы. Он их любит.
В центре Катманду раскинулось огромное травяное поле, которое одной стороной прилегает к старому городу Тундикхелю. Некоторые достопримечательности долины расположены в этом районе. На юго-западе Тундикхеля находится 59-метровая башня, построенная премьер-министром Бхимасеном Тхапой в 1832 году, и называемая Дхарахара. В этот же период у подножия башни были сооружены фонтаны, вода которых вытекает из золотых кранов.
А вечером в ресторане для нас зажгли камин.




Завтра отправимся в сторону гор. Сначала - смотреть на красоты Бхактапура, а потом - любоваться на рассвет над Аннапурной.

Непал, дорога

Previous post Next post
Up