Александр П. спрашивает:
Уважаемый рабби Григорий Котляр
Для меня совершенно непонятно и абсолютно неприемлемо, почему вера была возможной после разрушения Первого и Второго храма и после изгнания евреев из Эрец-Исраэль персами и римлянами, после резни евреев Богданом Хмельницким, гайдамаками, после крестовых походов, то есть событий не менее трагических, чем Катастрофа, но теперь, после Катастрофы, вдруг встал вопрос о вере в Ашема. Ведь все эти вышеперечисленные мной события являются звеньями одно и той же цепи событий, взаимоотношений еврейского народа и Ашема. И тот факт, что именно после Катастрофы вдруг поднимается вопрос о вере в Ашема, говорит лишь о том, что разлагающее влияние атеизма глубоко проникло в среду рабаним, в серду евреев, о чем ранее, в прошедшие столетия и тысячелетия, нельзя было даже помыслить. То есть, вера в Ашема поколебалась не в результате Катастрофы, а еще до нее. Я не берусь утверждать, что сама Катастрофа и ее масштабы вызваны именно этим разлагающим влиянием на евреев атеизма, но совершенно не исключаю этого, хотя считаю, что Катастрофа не выделяется и стоит в одном ряду со всеми трагедиями нашего народа прошедших тысячелетий. И Катастрофа, и все предыдущие и последующие трагедии еврейского народа предсказаны в самых первых главах Торы и уже хотя бы поэтому их нельзя считать чем-то из ряда вон выходящим.
Ответ:
Уважаемый Александр
Вера была возможной всегда, возможна она и сегодня. И все же "проклятые вопросы" о смысле веры задавались всегда - и после разрушения Первого и Второго Храма (многие главы в Талмуде посвящены вопросу, почему был разрушен Храм и как теперь жить), и после изгнания евреев из Испании (см. лурианская каббала), и хасидские раввины после украинских погромов (рабби Леви-Ицхак из Бердичева так вообще призывал судить Бога, как это ни кощунственно звучит).
Задавать вопросы и искать на них ответы - наше право, и даже обязанность. Господь нам этого не запрещал.
Что касается атеизма, то он на мой взгляд не причина, а следствие - следствие того, что раввины последних поколений превратили иудаизм из живого организма в собрание устарелых догм, обращающих своих приверженцев в рабов, не думающих, но слепо подчиняющихся словам своих религиозных лидеров.
Еще один вопрос и еще один ответ на сайте
Jews.by