Это странное место

Aug 31, 2009 13:49



В Плинциемс Цой начал приезжать еще в начале 80-х (UPD: по другим данным, с 87-го года). В 1990-м в багажнике он со собой привез ящик какой-то очень крутой водки, чем несказанно порадовал отдыхавших в Плинке и соседнем Апшуциемсе москвичей. (Впрочем, особо при этом не шумел - так, мои родители, располагавшиеся в Апшу, запомнили Виктора очень тихим и спокойным. В конце концов, он, как и все остальные, ездил к морю отдохнуть от шума, а не создавать его).

После очередной такой ночи с 14 на 15 августа Виктор (трезвый, кто бы что ни злопыхал) поехал на утреннюю-ночную рыбалку на озеро. Это совсем недалеко, меньше 15 км от Плинциемса. Бессонная ночь дала о себе знать на обратном пути, на самом сложном участке дороги - около трехста метров между 34 и 35-м километрами шоссе Юрмала - Талси. Там две крутые извилины, посреди которых узенькое бетонное ограждение маленького моста.

Сейчас с обоих сторон этого участка стоят предупреждающие знаки и требуют снизжать скорость хотя бы до 70 км/ч, при том, что гоняют по этому шоссе обычно 100-150 км/ч. В 90-м знаки если и были, то Цой, проезжавший там в без двадцати двеннадцать, их, вероятно, или проспал или спросонья не заметил. Между двумя ограждениями моста чуть больше 2-х метров, вот одно из них он сперва и втемяшился, а потом уже попал под колеса местного рейсового автобуса (и да, это правда был «Икарус»). Одни говорят, что его «Москвич» просто смяло в гармошку, другие утверждают, что части от автомобиля разлетелись на несколько метров вокруг; в любом случае - шансов выжить не было никаких.



Говорят, что Виктор возвращался с пикника и врезался в «Икарус», еще говорят, что за рулем «Икаруса» лично сидел майор КГБ, а власти скрывают. Еще говорят, что было это в Подмосковье. В общем, много чего говорят. На самом деле, все было вот так, намного прозаичней, менее мистично, но так же печально.

Уже через несколько часов к хутору «Зелтини» в Плинциемсе, где Цой отдыхал, начали съезжаться фанаты. Собственно, только тогда хозяева и узнали, кто к ним каждое лдето приезжал. Скоро фанатов стало так много, что хозяевам хутора пришлось обзвонить всех своих знакомых из Риги, Юрмалы и ближайшего Тукумса, чтобы они приехали и окружили место кольцом из автомобилей. За пределами этого кольца киноманы устроили палаточный городок и не уходили еще дня 2-3.



Через год у моста между 34 и 35 км шоссе Юрмала - Талси стали проводить поминки. Некоторые из табличек и завернутых в целофан фотографий, которые можно видеть на моих снимках, висят там еще с тех времен. Потом, ближе к концу 90-х, поставили скромную гитарку.



Тогда же два фаната то ли из Вентспилса, то ли из Риги (я с одним из них разговариал, но забыл откуда они точно) изваяли уже полноценный памятник и начали собирать деньги, чтобы отлить его в бронзе. Гипсовую копию установили в 2002-м, а когда точно поставили сегодняшний вариант - не знаю. Кажется, в 2004-м.



Каждый год 15 августа к месту съезжаются киноманы, чем несказанно злят владельцев расположенного рядом с мостом участка «Тейтопнике», чья хозяйка наблюдала день аварии, но и подумать не могла, чем это для нее обернется. Полицию она вызывает тоже примерно раз в год. Местные гаишники приезжают ближе к вечеру и устанавливают по посту в километре от моста с обеих сторон, так что пьяные далеко не уезжают. От начала до конца на поминалках я был только в 99-м, и это была жесть. Тогда недалеко от места проходил громадный слет байкеров, и некоторые из мотоциклистов решили заодно заглянуть и «к Цою», так что количество человек втрое превысило стандартное - на поле возле моста и напротив «Тейтопнике» расположилось человек так 300, и все они разделились на 15-20 компаний с гитарами и кострами. Местные ОМОНовцы (русскоязычные латыши называют их «земосами» и «гоблинами») приехали около пяти вечера, но фактически причин всех разгонять у них не было. По правилам, они могли отлавливать особо буйных и приковывать их на несколько часов наручниками к придорожным столбам. Так, уже к восьми вечера у каждого столба стояло по пьяному киноману, а рядом их веселые друзья хором распевали песню «Земосы - пидарасы».

Позже, если я 15-го августа оказывался в Латвии, то подъезжал к месту на велике (мне до него всего 10 км) на пару минут днем и быстро ретировался. Фотографии в посте сделаны 26-го августа этого года - по количеству цветов у памятника понятно, что люди продолжают съезжаться, и их все еще много.

Вот. Простите, что разрушил легенду.
Что видел сам, то точно правда, остальное записано со слов очевидцев и как память моя короткая позволила.

UPD: Степа Живов уточняет через фейсбук:
«Все верно, только приезжать он стал туда не в начале восмидесятых, а в 87 году. я хорошо помню нашу с нм первую встречу. Водку он привозил не какую-нибудь особую а "сибирскую" пятдесятградусную. Как ты наверное знаешь я с нм видился 14 го августа 1990 года. Водл он плохо, только начинал. А москвч его был по тем временам очень мощный. (с жигулевским двжком). Связка поворотов перед Кестерциемсом и впрямь сложная, сам однажды чуть не улетел в этом же месте»


Up