Единоверческий храмовый комплекс в Михайловской Слободе

Sep 04, 2016 10:01

Михайловская Слобода - это село Раменского района Московской области, входящее в состав Чулковского сельского поселения. Слобода располагается в юго-восточном направлении относительно Москвы и находится на расстоянии в 21,5 километра от МКАД.



Здесь находится самый многочисленный на сегодняшний день единоверческий приход Русской Православной Церкви - община храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода.



Единоверие получило официальный статус в Русской Православной Церкви 27 октября 1800 г. В этот день император Павел I удовлетворил прошение московских старообрядцев о даровании им законного священства от Русской Православной Церкви с дозволением продолжать богослужения по книгам, которые использовались при первых пяти Всероссийских Патриархах. Церковь и высочайшая власть благословили употребление дореформенных обрядов в бывших ранее старообрядческими общинах, которые стали именоваться единоверческими.



Московский митрополит Платон (Левшин) составил примечания к прошению старообрядцев о присоединении к Матери-Церкви, которые получили наименование Правил Единоверия.



Само понятие «Единоверие» также было введено в обиход митрополитом Платоном. Он же предложил не называть присоединившихся к Церкви старообрядцами, ибо по его словам, в Церкви ничего нового и нет и нет новообрядцев, а называть их соединенцами или единоверцами.



Первый единоверческий епископ священномученик Симон Охтенский дал Единоверию следующее определение: «Это есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью… Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество».



В 1689 году при царе Федоре Алексеевиче (сыне Алексея Михайловича) за казенный счет стрельцам построили каменный храм во имя Михаила Архангела. Стрельцы отправили в Москву ходоков, которые были приняты самим Государем. Они поблагодарили царя за заботу, но молиться в новом храме наотрез отказались. "Храм, - сказали стрельцы, - выстроен твоим попечением, служить там будут новые попы по новым книгам, а значит, нам там делать нечего".



А времена были страшные! Только что казнили протопопа Аввакума и прочих пустозерских сидельцев, после восьмилетней осады был разорен Соловецкий монастырь. И царь (уникальный случай!) уступил стрельцам. "Отец наш не неволил вас в вере, и наше величество тоже не станет этого делать, - объявил свою волю Государь. - Подчинитесь только законной церковной власти в лице патриарха".



И стрельцы согласились. Так за 111 лет до официального введения единоверия в Михайловской слободе оно уже существовало. Только через 128 лет (в 1817 году) храм Михаила Архангела был официально признан единоверческим.



Церковный раскол середины XVII столетия стал величайшей трагедией для всего русского народа. Его последствия очень тяжело переживали и жители села Михайловская Слобода, а также деревень Чулково, Кулаково и Дурнихи, составлявших приход храма Архангела Михаила, так как большинство из них осталось приверженцами старых обрядов.



После учреждения Единоверия в 1800 г. среди крестьян Михайловской Слободы и соседних деревень возникло движение к воссоединению с Русской Православной Церковью при условии сохранения им старых обрядов.



Видя отеческое отношение митрополита Платона (Левшина) к московским единоверцам, жители Михайловской Слободы и прилежащих к ней деревень обратились с прошением позволить совершать богослужения по старопечатным книгам в приходской церкви Архангела Михаила.



Митрополит Платон устно благословил проведение таких богослужений, а формальное учреждение Единоверия в Михайловской Слободе состоялось при его преемнике архиепископе Дмитровском Августине (Виноградском).



По количеству и составу членов общины приход был сельским, но весьма внушительным. Согласно архивным данным, в 1837 году число прихожан составляло 1791 человек.



В 1919 г. большевики запретили ежегодные крестные ходы из Бронниц с чудотворным образом иконы Божией Матери Иерусалимской, чуть позже - крестные ходы по приходу. Закрыли церковно-приходское училище, в 1920 г. остатки его здания увезли в Чулково. На Рождество Христово 1929 г. запретили колокольный звон. 28 января 1930 г. колокола и вовсе были сброшены богоборцами.



В 60-е годы XX века храм был разорен. Все самое ценное было вывезено. Иконы рубили во дворе, а после сжигали. Главную храмовую святыню - икону Божией Матери "Иерусалимская" - приговорили к сожжению. Икону вывезли для сожжения вместе с прочими, но местным жителям все-таки удалось ее выкупить. Вместо иконы был сожжен воз дров, чтобы "иконоборцы" могли отчитаться.



Власти планировали использовать храм под зернохранилище, но вместо этого в нем разместили архив Всесоюзной книжной палаты, что в какой-то мере способствовало его сохранению. В 1989 году многолетние хлопоты местных жителей, наконец, увенчались успехом - храм отдали общине.



Fais se que dois adviegne que peut.

Другие монастыри:

Богородице-Рождественский монастырь
Высоко-Петровский монастырь
Высоцкий монастырь в Серпухове
Давидова Вознесенская пустынь
Донской монастырь
Единоверческий храмовый комплекс в Михайловской Слободе
Зачатьевский монастырь
Иоанно-Предтеченский монастырь
Иосифо-Волоцкий монастырь
Иосифо-Волоцкий монастырь. Детали
Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь
Крутицкое подворье
Марфо-Мариинская обитель
Николо-Перервинский монастырь
Николо-Угрешский монастырь
Никольский единоверческий монастырь
Новоалексеевский монастырь
Новоспасский монастырь
Покровский Хотьков монастырь
Саввино-Сторожевский монастырь
Свято-Екатерининский монастырь
Свято-Пафнутьев боровский монастырь
Симонов новый монастырь
Симонов старый монастырь
Сретенский монастырь
Храмовый комплекс в Старом Косине
Центр РПСЦ на Рогожском

Иерусалимская, старообрядцы, Раменки, раскол, Михайловская Слобода, стрельцы, Федор Алексеевич, единоверие, Аввакум, Левшин, Платон, единоверцы

Previous post Next post
Up