"Что, казалось бы, легче и проще,
Если праздника просит душа:
Приходите на Красную площадь,
Уж она-то - всегда хороша." (Л.Максимчук)
Красная площадь - главная площадь Москвы, расположенная между Московским Кремлём и Китай-городом. От площади к берегу Москвы-реки ведёт покатый Васильевский спуск.
Что можно написать об этом месте нового? А ничего. В XVI столетии площадь называлась Троицкой по находившейся там церкви. Также бытовало название «Пожар», связанное с частыми пожарами, возникавшими среди деревянной застройки. Только в XVII веке площадь получила современное название - Красная, то есть «красивая» на языке того времени.
На Красную площадь выходит несколько зданий. Самое полезное и интересное среди них - ГУМ (Государственный универсальный магазин), который в старину назывался "Верхние торговые ряды".
На месте обветшавших лавок XVII века при Екатерине II началось проектирование грандиозного торгового центра в стиле классицизма. Проект разработал сам Кваренги, но строительство велось городскими архитекторами наспех и до конца доведено не было.
После пожара 1812 года торговые ряды перестроил другой мастер классицизма, Осип Бове. А нынешнее здание уже построено по проекту архитектора А. Н. Померанцева, при участии архитектора П. П. Щёкотова, инженеров В. Г. Шухова и А. Ф. Лолейта.
Зайдём на минутку внутрь. Всем, конечно, понятно, что нам так хотелось купить в ГУМе? Разумеется, мороженого, шоколадного пломбира в хрустящем вафельном стаканчике. Но почему-то сразу мы его не обнаружили, а терять времени не стали.
А вот соки из конических наливательниц здесь продаются до сих пор.
В 1990 году магазин акционирован, а в 1992 году - приватизирован, несмотря на то, что магазин перестал быть государственным, название «ГУМ» сохранено и используется наряду со старым названием - «Верхние торговые ряды».
Сейчас ГУМ находится в аренде до 2059 года у российской компании розничной торговли Bosco di Ciliegi, которая специализируется на продаже предметов роскоши. Это очень печально. Про ГУМ будет отдельный пост.
Напротив магазина расположен Собор Казанской иконы Божией Матери. Когда-то средства на первый ещё деревянный храм пожертвовал князь Пожарский. Икона Казанской Богоматери, в честь которой был освящен Собор, в то время была самой почитаемой. И про собор будет отдельный пост.
Рядом с храмом - Государственный исторический музей (ГИМ), основанный указом императора Александра II 21 февраля 1872 года. Некоторые фотографии в этой теме прошлого и позапрошлого года, чтобы не показывать постоянный ремонт.
Иверские (Львиные) ворота со стороны Красной площади.
Икона на воротах.
Красная площадь вымощена брусчаткой и является пешеходной зоной. Автомобильное движение по площади запрещено с 1963 года. Также действует запрет на передвижение на велосипедах и мопедах. Общая длина Красной площади - 330 метров, ширина - 70 метров.
А теперь сравним две фотографии. Нижняя сделана год назад, а верхняя только что. Чего на ней не хватает? То-то.
Еще одно полезное здание - мавзолей Ленина архитектора Щусева. Согласно советской историографии идея не захоронить тело Ленина, а сохранить его и поместить в саркофаг, возникла в среде рабочих и рядовых членов большевистской партии, которые направили многочисленные телеграммы и письма об этом руководству Советской России. Официально это предложение озвучил М. И. Калинин. Против открыто выступил только Л. Д. Троцкий, назвавший эту идею «безумием».
Н. И. Бухарин писал в частном письме: «Мы …вместо икон повесили вождей, и постараемся для Пахома и „низов“ открыть мощи Ильича под коммунистическим соусом».
Возможно, кто-то не слышал такую историю. В середине 20-х годов в Москве случилась авария и содержимое канализации затопило мавзолей и тело Ленина. Патриарх Тихон, узнав об этом, сказал: "По мощам и елей". Про мавзолей у меня отдельного поста не будет.
На Красной площади расположено настоящее чудо русского зодчества - Храм Василия Блаженного. Много легенд ходит об этом храме. Известно точно, что построен храм был при Иване Грозном, а событием, положившим начало строительству, стал штурм Казани. Есть разные мнения на тот счет, кто построил храм Василия Блаженного - один мастер или несколько. По легенде, постройка настолько поразила Ивана Грозного, что он приказал ослепить ее создателей, чтобы те больше не смогли повторить это чудо. Правда, имена зодчих Постника и Бармы, либо Постника по кличке Барма, позднее встречались в числе зодчих других сооружений. Хотя повторить то, что было сооружено на Красной площади, действительно так никому и не удалось.
Не раз Покровский храм мог попросту исчезнуть с лица земли. Так, в 1812 г. Наполеон был настолько поражен этим сооружением, что хотел перевезти его в Париж. Когда стало понятно, что сделать это технически просто невозможно, принимается решение взорвать храм. Фитили были уже зажжены, как вдруг пошел проливной дождь, погасивший все.
После революции храм планировалось снести, ведь он ну очень мешал проведению праздничных шествий на Красной площади. Дело поручили архитектору Петру Барановскому, но тот отказался наотрез. Говорят, что он стоял на коленях перед членами ЦК и умолял не уничтожать храм. Что именно подействовало на вождя - не понятно, однако решение все же было отменено, хотя свои пять лет заключения Барановский получил.
По преданию, на появление этой постройки влияние оказал юродивый, имя которого - Василий Блаженный. Его часто можно было встретить в толпе. Создавал он впечатление человека чудного, нелепого, при этом обладающего даром исцелять. Юродивый всю жизнь собирал деньги на новый храм. Перед смертью он пришел к царю и отдал все сбережения. Похоронили его рядом со старой Троицкой церковью, место которой вскоре занял новый храм, получивший название Покровский (позднее храм Василия Блаженного).
Перед храмом находится памятник Минину и Пожарскому - скульптурная группа из латуни и меди, созданная Иваном Мартосом. Он посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.
На памятнике два горельефа. Передний горельеф изображает граждан-патриотов, жертвующих свое имущество на благо Родины. Слева - сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей (один из них погиб в 1813 году).
Задний горельеф изображает князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы.
Картина Скотти «Минин и Пожарский».
Рядом мы видим Лобное место. В современном виде Лобное место существует с 1786 года, после перестройки его по проекту архитектора М. Ф. Казакова (облицовка и парапет из белого камня).
Лобное место на Красной площади было главной трибуной города. Здесь оглашали важные государственные указы, отсюда обращались к народу и русские цари. Кроме этого, место стало культовым после того, как здесь начали выставлять на всеобщее обозрение мощи почитаемых на Руси православных святых и проводить Крестные ходы, которые продолжались вплоть до революции 1917 года.
Долгие годы считалось, что Лобное место на Красной площади было и площадкой для проведения казней. Прямых подтверждений этому нет. Да, рядом, иногда, устраивались эшафоты для приведения смертного приговора (стрелецкий бунт, казненные мздоимцы), но сам постамент никогда не был окроплен кровью.
Кроме того, следует учесть, что Лобное место никогда не было полностью деревянным, а только кирпичным или каменным, что еще раз подтверждает его значимость и невозможность осквернения (в камне в давние времена строились только исключительные и важные объекты).
До недавнего времени здесь существовала традиция забрасывания на него монеток, как подтверждение желания вновь вернуться в Москву и в эти места. Сегодня этот ритуал сместился к знаку «Нулевой километр России».
Напротив Лобного места можно увидеть любопытное зрелище - смену караула у Спасской башни. Мне удалось заснять его в тот момент, когда мы выходили из Кремля.
Ну что еще? Кончается Красная площадь Васильевским спуском.
А больше про Красную площадь и рассказать нечего, потому что на ней ничего нет, только китайцы.
Но возможно, когда-нибудь и здесь произойдут какие-нибудь изменения.
Наши потомки будут гулять по прекрасной обновленной Москве и любоваться тем, что мы им оставили.