«Живите в доме - и не рухнет дом». (А.Тарковский)
Мой самый любимый храм из всех существующих - вот этот «пряничный домик», церковь Святого Николы Чудотворца на Берсеневке (Берсеневская набережная, д.18).
По мнению многих исследователей, это старейший храм Замоскворечья. Ещё в 12-ом веке здесь располагался Никольский на Болоте монастырь, в котором была деревянная «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова».
Маленькую деревянную церквушку перестроили в 1657 году. Правда, тогда она звалась Троицкой и лишь позже получила имя святителя Николая.
Найти этот храм довольно сложно. Попасть в него можно только с набережной, он не виден с основных трасс Москвы, разве что с другой стороны Москва-реки в районе Патриаршего моста.
Изначально церковь Николая Чудотворца на Бересеневке в Верхних Садовниках была домовой некоего садовника государя Кириллова. При его внуке Аверкии Кириллове и была возведена нынешняя церковь святителя Николая в Берсеневке, а также роскошные палаты.
Аверкий Кириллов был убит во время бунта стрельцов, и тело его захоронили в притворе храма. Здесь же похоронили и его жену.
Здание храма сохранилось практически без изменения с 1657 года, несмотря на то, что церковь сильно пострадала в пожаре 1812 года.
На территории храма почти никогда никого нет. Правда, я там бывал только по выходным. Здесь много деревянных строений, например, маленькая колокольня.
Изредка из храма выходит служитель, поднимается на колоколенку и звонит. Звук тихий, но очень светлый.
Какое это странное место! Здесь полная тишина, с двух сторон его огораживает знаменитый "Дом на набережной", через реку - Храм Христа Спасителя и шумная Пречистенская набережная, а сзади подпирает фабрика "Красный октябрь".
Но здесь другой мир, этакий оазис с благоухающими клумбами и деревенским огородиком. Время замерло.
Это довольно необычный православный храм. До сих пор в нём поддерживаются старообрядческие традиции и используются отдельные элементы дониконианского обряда.
С этим странным местом связано несколько московских легенд. Правда это или нет, я сказать не берусь. Говорят, что сюда вел подземный ход прямо из Кремля. Как бы то ни было, но какой-то тайный ход был обнаружен мальчишками. Возможно, он выходил из этого колодца или сарайчика рядом.
Ещё говорят, что здесь в одной из келий содержали под стражей митрополита Филиппа. Того самого, убитого рукой Малюты Скуратова. Ну, в общем, которого играл О.Янковский.
Ещё по одной легенде, здесь хранилась хоругвь времен Ивана IV вся усыпанная драгоценными камнями. Считалось, что после каждой сотни убиенных царь раскаивался и укреплял на ней сапфир. Когда на Крестных ходах хоругвь выносили, народ пытался сосчитать количество жертв.
Я очень люблю эту странную стену, которая как бы отделяет храм от палат.
Церковь составляет один архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова, и как-то без них уже и не мыслится.
Сейчас в этих палатах располагается НИИ Культуры. Не знаю, чем они занимаются, но иногда кто-то входит и выходит.
Такое ощущение, что эти древние палаты подпираются с боков какими-то сваями (хотя на самом деле это водоотводящие лотки), и кажется, они вот-вот рухнут, но это невозможно. Дома как люди, они живы, пока в них есть душа.
Откуда взялось слово «берсеневка» так до конца и не понятно. Свое название местность могла получить от имени боярина Берсени-Беклемишева, который был в особом почете у Ивана III и выполнял особые поручения царя. По другой версии, так раньше назывался крыжовник - «берсеня». Его выращивали здесь в большом количестве.
Fais se que dois adviegne que peut.