Легенды московского Манежа

Aug 19, 2022 09:15

2 декабря 1962 года московский манеж стал самой знаменитой точкой Москвы. Здесь собралась огромная толпа. Все хотели лично видеть картины, которые сам Никита Сергеевич Хрущев назвал говном, и их замечательных создателей, художников, которых он же, первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета министров СССР назвал пидорасами. Но куда там, выставку разобрали с армейской скоростью.



Вообще, здание, в котором разгорелся самый грандиозный скандал в искусстве после сталинских времен, по замыслу своему, не выставочный зал, а военный плац. Но славу московский манеж, как хороший офицер, снискал на всех фронтах.



Зимой 1812 года русская армия выгнала Наполеона за пределы Российской империи. В лютые морозы французы, обмотанные тряпьем, спешно покидали так и на завоеванную страну. Но еще недавно они, как им казалось, были полноправными властителями Москвы. Москвичи начали поджигать свой собственный город. На месте нынешнего манежа до Наполеона все пространство было застроено старыми деревянными купеческими лавками.



В пожаре лавки сгорели, и появилось много пустого места, на котором решают построить… нет, не манеж, а «экзерциргауз». Это придумали в Германии, зима может быть сколь угодно морозной, но муштра, шагистика, строевая подготовка состоятся при любой погоде. Помещение для этого и решают построить в двух шагах от Кремля, чтобы квартирующие в Кремле полки могли маршировать в тепле хоть каждый день.



Архитектором будущего манежа был назначен Августин Августинович Бетанкур, полное имя которого звучит очень красиво: Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина. У Бетанкура получилось удивительное сооружение, его сразу окрестили архитектурным чудом. Шутка ли, огромная крыша держится без единой колонны.



Вот только с крышей скоро начались проблемы. Возможно, Бетанкуру казалось, что в России, по сравнению с его родными Канарами, солнца и нет вовсе. Но солнце раскаляло крышу и приводило в негодность деревянные стропила под ней, пока крыша не рухнула на голову марширующим солдатам.



И за дело взялся русский мастер по фамилии Слухов. Он предложил сделать небольшие окошки с жалюзями на крыше для решения этой проблемы. Окна сделали, и крыша перестала раскаляться. С тех пор окна на крыше стали называть «слуховыми» по фамилии автора. Но это московская версия происхождения слова, в словаре Даля дано другое определение, «отверстие». И все же, манеж надо было переделать, чтобы уж наверняка. Поручили это маститому московскому зодчему итальянцу Осипу Бове. Его самое знаменитое московское творение - Большой театр.



Бове решил переложить крышу заново. И деревянная крыша Бове продержалась невероятно долго - до пожара 14 марта 2004 года. И продержалась бы еще долго, потому что был у крыши один секрет. Во времена Осипа Бове весь чердак был пересыпан на полметра махоркой. Грызуны и насекомые запах махорки не любят, и за поедание крыши не берутся. Только вот, во время войны всю махорку скурили.



В экзерциргаузе действительно упражнялись в военных дисциплинах солдаты, но в Москве очень быстро поняли, что для массовых мероприятий лучшего места не придумать. Первой в манеже решено было провести этнографическую выставку. Велика Россия, а какая она? На этой выставке народы России представляли чучела в костюмах из папье-маше.



Высочайший визит на выставку прошел как-то неловко. Цесаревич, будущий царь, спросил императора: «Папа, неужели во всей России не нашлось более красивых лиц?» Венценосный папа-освободитель недовольно ответил: «Все лица сделаны с натуры!»



В декабре 1962 года случилось событие, повергшее в шок советскую интеллигенцию, - посещение Никитой Сергеевичем Хрущевым выставки студии профессора Элия Белютина «Новая реальность» Московского отделения Союза художников СССР и жесточайшая выволочка, которую он устроил художникам-авангардистам в выставочном зале «Манеж».



Говорят, что вспышка Хрущева была искусно подстроена идеологом ЦК КПСС Сусловым и его сторонниками в Союзе художников. Так, наверное, и было. Но все равно, событие обросло легендами не меньше, чем стучание Хрущевым ботинком по трибуне ООН… По свидетельствам очевидцев, Хрущёв, общаясь с художниками, несколько раз обошёл зал и постепенно впал в гневный раж.



Михаил Суслов обратил внимание Хрущёва на некоторые детали картин, после чего Хрущёв начинал возмущаться, употребляя, среди прочих, такие слова как «дерьмо», «говно», «мазня».



Одни участники встречи с Хрущевым уверяют, что он матерился и грозил им урановыми рудниками, другие - что лидер партии и правительства СССР в ярости срывал картины со стен. Но все смакуют, как он обзывал их «педерасами». Сохранилась стенограмма визита Хрущёва в Манеж, так что все прозвучавшие реплики сохранились для истории. Стенограмма была записана помощницей Хрущева Н.Гавриловой.



Прежде чем спросить, "где здесь главный", Хрущев три раза обежал довольно большой зал, где были представлены художники группы. Его движения были очень резки. Он то стремительно двигался от одной картины к другой, то возвращался назад, и все окружавшие его люди тут же услужливо пятились, наступая друг другу на ноги.



- Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то! - с каждым словом голос его становился визгливее... - Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! … Что это такое? Вы что - мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?…

- Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю! … Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю! И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!..

- Ну что это? Вот с этим мы пойдем в коммунизм? Это наше знамя? Это вдохновляющее произведение, которое призывает людей к борьбе?! Ну что это?! А это что?! Да это наркотическая девушка, загубленная жизнью! Вот она, мазня!



- Слушайте, вы педерасты или нормальные люди!? Это - педерасты в живописи! Что вы на самом деле! Копейки мы вам не дадим! Вот все, кто хочет, пусть напишут список, дайте в правительство, что вы желаете выехать в свободный мир, - вы завтра получите паспорта и на дорогу!

- Да, да, уезжайте! Там вам предоставят широкое поле деятельности, там вас поймут. А мы вас не понимаем и поддерживать не будем. Мы считаем это антисоветчиной, это аморальные вещи, которые не светят и не мобилизуют людей. А что вы даете?!

- Кто автор этой мазни? Объясните. Мы же люди, вы хотите, чтобы мы вас поддержали.
Что это? (одна из картин Жутовского). Давайте его сюда! ЖУТОВСКИЙ: Этот портрет моего брата. - Штаны с вас спустить надо. Какой это брат? И вам не стыдно? Это юродство, а он говорит - это брат. Вы нормальный физически человек? Вы педераст или нормальный человек? Это - педерасты в живописи.



Во время осмотра сатирических рисунков художника Решетникова:
- Точно так, именно такое произведение. Вот это, говорит, лимон. Так это ребенок свое говно размазал.

- Господа, кто это делал?! Это - веяние искусства? Что это? Распущенность! Вы нас, стариков, считаете, что мы не понимаем. А мы считаем, что зря деньги народные тратили, учили вас. Портите материал и не платите народу за то, что он вас поил, кормил и учил.

ГОЛОС: - А вот Кремль. - Какой это Кремль?! Оденьте очки, посмотрите! Что вы! Ущипните себя! И он действительно верит, что это Кремль. Да что вы говорите, какой это Кремль! Это издевательство. Где тут зубцы на стенах, почему их не видно?



- А это что?! Это картина?! Вот это «новое» в живописи! Мы имеем право послать вас на лесоразработки и чтобы вы там лес рубили и отработали затраты, которые государство затратило на вас, и это будет справедливо. Отработать должны народу. И это тоже ваше?! Фу ты, черт! А еще законодательствовать хотят. Всякое говно понарисовали; ослиное искусство.

- Товарищ Ильичев, у меня еще большее возмущение сейчас за работу вашего отдела, за министерство культуры. Почему? Вы что, боитесь критиков, боитесь этих дегенератов, этих педерастов?! Нормальный человек никогда не будет жить такой духовной жизнью.

Н. С. ХРУЩЕВ: - А вот это что? Наверное, приду, и надо будет закрепляющее принимать; вот когда запор, тогда надо идти и смотреть это. (Веселое оживление).



Однако, вопреки некоторым сообщениям, появившимся в западной прессе, Хрущев не срывал картин со стен. Хрущев потребовал исключить из Союза художников и из КПСС всех участников выставки, но оказалось, что ни в КПСС, ни в Союзе художников, из участников выставки практически никто не состоял.



Разнос в Манеже положил начало целой серии встреч с творческой интеллигенцией, борьба с абстракционизмом стала новым витком прежней борьбы с формализмом, «оттепель» стремительно пошла на убыль. Следующая знаменитая выставка неофициальных художников в СССР вошла в историю 15 сентября 1974г под названием «бульдозерной».



И все-таки, это была оттепель. Работу, в основном, оформителей и иллюстраторов, художники не потеряли. Дальнейших репрессий не последовало. «Новая реальность» просуществует в стороне от основного искусства, и никуда не денется. А манеж останется манежем.



Материал частично взят из передач Владимира Раевского и с сайта SoftMixer. Фото без моих логотипов взяты из Сети.

Манеж, Раевский, Легенды, сделано в Москве

Previous post Next post
Up