О фильме «Москва слезам не верит»

May 04, 2022 10:00

В 1981 году «Москва слезам не верит» стал четвёртым советским фильмом, получившим премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. А в 1980 году он стал лидером советского проката. В тот год его посмотрело 90 миллионов человек.



Рассмотрим Москву в фильме. Итак, две подруги проходят через площадь Маяковского, на которой в 50-ые годы поставили памятник. Здесь стали встречаться поэты-шестидесятники, Рождественский, Евтушенко, которые потом упоминаются в фильме.



Площадь сейчас обновилась, совсем недавно еще здесь была парковка, а сейчас - пешеходная зона, и опять - любимое место встречи и отдыха.



Далее подруги идут по улице Горького, ныне - Тверской. Проходят, видимо, Елисеевский, на витрине которого мы видим столь странно сейчас звучащую рекламу крабов. Здесь же, в витрине, стоит тазик чёрной икры.



Видимо, у разных эпох разные дефициты.



Далее, мы перемещаемся на Поварскую улицу, тогда - улицу Воровского. Здесь проходит фестиваль французских фильмов. И проходит он в Центральном доме киноактера, построенном еще до войны как Дом культуры Общества политкаторжан.



Правда, старых большевиков уже в 30-х годах по разным причинам стало меньше, после войны здание у Общества отобрали, и отдали его под Театр киноактера.



Мы перемещаемся на завод. По сюжету, главная героиня Екатерина работает на заводе в Москве, но по факту, снимались все эти сцены в Клину, на заводе «Химволокно». С 1992 года этот завод называется «Клинволокно».



Людмила едет в метро. И здесь опять Владимир Меньшов открывается как мастер деталей - показать точное время действия фильма. За спиной героев появляется надпись «Охотный ряд». Но, кода станцию снимали в 70-х годах, она называлась «Проспект Маркса».



Станция часто меняла названия. 1935-1955 - «Охотный ряд». 1955-1957 - «Имени Кагановича». 1957-1961 - «Охотный ряд». 1961-1990 - «Проспект Маркса». А потом опять «Охотный ряд». То есть, Меньшов подчеркивает, что эпизод в фильме происходит в интервале 1957-1961.



Не забудем, что героиня Людмила периодически ходит в Библиотеку имени Ленина, потому что «Там еще и курилка есть». Сейчас она просто называется «Российская государственная библиотека».



И вот, московские родственники Екатерины уезжают в отпуск. За квартирой должен кто-то присмотреть, а живут они в высотке на Площади Восстания.



Главные героини подходят к этой самой высотке рядом с метро «Баррикадная», и входят в центральный подъезд.



И оказываются внутри другой высотки - на Котельнической набережной.



Здесь очень узнаваемый холл.



К ним приходят «нужные» гости. Среди них очень выделяется один - Антон Круглов, зам. начальника главка. Но помним мы его не за это, а за то, что он все время ходит в туалет. Именитого актера Басова надо было постоянно задействовать, вот его и задействовали таким вот образом.



Зам. начальника главка надел на себя значок «Парашютист отличник». Сколько у него прыжков, не разобрать, но кажется, один.



После этой встречи между Екатериной и Рудольфом вспыхивает роман, который заканчивается беременностью Екатерины. Далее следует сцена их объяснения, которая происходит на Гоголевском бульваре.



Где-то в районе горки к Музею современного искусства.



Катерина рожает дочь в 25-ом роддоме, на улице Фотиевой. Этот роддом существует и по сей день.



Итак, вторая часть фильма. Прошло 20 лет, наша героиня уже директор фабрики, она просыпается в своей квартире и выходит из дома. А дом у нее - на Мосфильмовской улице, д.11.



Сейчас это место выглядит вот так. Это дома напротив посольств, и вообще в 70-ые это были дома дипломатических работников и больших партийных деятелей.



После работы Катерина едет на встречу с любовником, возле гостиницы «Украина», напротив Белого дома, ныне Дома правительства. Ее любовник Володя читает газету «За рубежом», и живет неподалеку, что косвенно намекает на то, что он тоже ответственный работник и скорее всего из дипломатического корпуса.



В то время по Кутузовскому проспекту было много дипломатических домов, а газета «За рубежом» это обзор иностранной прессы, и читали ее в основном люди, как-то связанные с внешней торговлей и с зарубежными поездками.



После встречи с Володей Екатерина спешно одевается в его комнате. Обратим внимание на плед, который висит на стене. Этот плед нам еще встретится в фильме.



По пути домой Екатерина проезжает Кропоткинскую, и останавливается купить цветы у бассейна «Москва».



«Москва» в то время был одним из самых больших бассейнов в мире. Когда-то на его месте был Алексеевский женский монастырь, потом Храм Христа Спасителя, а в наше время опять Храм Христа Спасителя.



Позже Катя возвращается с дачи своей подруги на электричке. В этот момент впервые появляется Гоша, он же Гога, он же Жора с самоваром. И маленькая деталь, которую не мог не вписать Меньшов - человек, обвязанный туалетной бумагой, невероятным в то время дефицитом.



Гоша приглашает Катерину и ее дочь Александру на пикник. И там мы опять встречается с тем самым пледом, который висел на стене у ее любовника Володи.



И еще интересная деталь. В роли друзей на пикнике снялись ни много, ни мало сам режиссер Владимир Меньшов, и знаменитый сценарист Александр Бородянский («Афоня», «Зимний вечер в Гаграх», «Мы из джаза», «Курьер», «Дежа Вю» и т.д.)



Все помнят сцену, когда Александра внезапно возвращается из института, а Екатерина и Георгий спешно собирают кровать и как бы смотрят телевизор. Там играет песня «Когда уйдем со школьного двора» из фильма «Розыгрыш», предыдущей режиссерской работы Владимира Меньшова. Так Меньшов передает приветы своим фильмам. В одном из его следующих фильмов «Любовь и голуби» герои смотрят по телевизору именно фильм «Москва слезам не верит».



Рудольф во второй раз встречает Катерину на Гоголевском бульваре, на том же месте. За 20 лет бульвар совершенно не изменился.



Сцена драки, когда Гоша спасает парня Александры, снимали между улицами Флотской и Пулковской, рядом с Ленинградским проспектом. Сейчас там все изменилось. Оттуда Гоша с Александрой перемещаются на Тверской бульвар, и идут мимо МХАТа.



После сцены с Рудольфом Гоша уходит, и спасать положение берется Николай. Как можно в огромной Москве найти Георгия Ивановича, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора? Это осталось за кадром. Один из знакомых Людмилы работал в КГБ, и в сценарии изначально следовало, что ему дали наводки, и Гоша был вычислен. Далее разыгрывается один из самых милых моментов фильма.



И под конец рассмотрим, как незадолго до распития с Гошей выглядит Коля. Посмотрим на его руку. Никакой татуировки на ней нет. Значит, под старость Николай, отец трех детей и чинный муж, сделал на руке наколку с именем жены. Любовь, она такая.



Материал взят из передачи Александра Усольцева. Скрины мои, фото без моих логотипов взяты из Сети.

Москва слезам не верит, Усольцев

Previous post Next post
Up