О фильме «Мимино»

Apr 26, 2022 10:00

В 1977 году кинорежиссер Георгий Данелия собственноручно уничтожил копию своего фильма «Мимино», да какую копию! Ту, которая принесла ему золотой приз на Московском международном кинофестивале. Правда, это была не просто копия.



Помните, как пилот дальнемагистральной авиации Валико Мизандари звонит из Западного Берлина домой в Телави, а его по ошибке соединяют с Тель-Авивом? Его собеседником оказывается эмигрант из СССР, очевидно, горский еврей, когда-то из Кутаиси, а теперь из Тель-Авива.



За 10 лет до выхода фильма «Мимино», летом 1967 года между Израилем и пятью арабскими государствами разражается война. Советский Союз активно, деньгами, оружием, военными советниками, поддерживает Египет и президента Насера. Но в войне побеждают израильтяне, и СССР разрывает с Израилем дипломатические отношения.



Зато потихоньку разрешает советским евреям переезжать туда жить, раз уж им так хочется. Так называемая третья волна эмиграции быстро превращается в цунами. К 1977 году в Израиле живут десятки тысяч бывших советских граждан. И Валико не просто же ошибся номером, мол, как названия городов похожи, нет, он позвонил в страну, для СССР враждебную и разных там предателей и перебежчиков приютившую.



Премьера фильма «Мимино» должна была состояться на 10-ом московском международном кинофестивале, главном кинофестивале СССР. И как же быть с моментом про Тель-Авив? И в Госкино договорились с режиссером - на фестивале сцену про Тель-Авив все-таки вырезаем, а в прокате, для своих, ладно, пусть остается. «Мимино» получил золотой приз, но это был фильм без целой сцены.



Режиссер Георгий Данелия к тому времени в советском кино работал давно, с цензурой сталкивался не раз, но все равно было мерзко. Поэтому после Московского кинофестиваля он выкупил у механика единственную уцелевшую копию без Таль-Авива, и разрезал ее на мелкие куски. Чтобы цензурированная версия пропала навсегда, а осталась только прокатная.



Фильм «Мимино» с недорезанным Тель-Авивом вышел на экраны в 1978 году. Несмотря на то, что Москва для двух южных героев фильма - город бесприютный и негостеприимный, самой Москве «Мимино» полюбился сразу.



Но все могло случиться совсем по-другому. Изначально Георгий Данелия договорился о фильме, который должен был называться «Ничего особенного». Его главным героем должен был стать грузин, который летает на самолете-кукурузнике, играет на трубе, и пишет стихи. В фильме планировалось много музыкальных номеров, но их убрали по просьбе Вахтанга Кикабидзе.



Кикабидзе сказал, что не будет петь в кадре - это не в характере его героя. Валико - немногословный серьезный грузин, и весёлые песенки в его исполнении будут звучать неестественно. Георгий Данелия согласился с актёром и оставил несколько песен другим героям, а знаменитую «Чито-гврито» Вахтанг Кикабидзе исполнил за кадром. В кадре актёр только напел грузинскую народную песню «Грибной дождик» в ошибочном телефонном разговоре.



У лётчика Валико была собака по кличке Зарбазан (по-грузински «пушка»). Режиссёр искал типичную дворнягу, поэтому все варианты ухоженных домашних любимцев ему не подходили. Настоящего Зарбазана встретили на дороге - лохматая собака бежала по своим делам, когда ее забрала съёмочная бригада с мыслью: «Срочно снять, а хозяевам всё объясним потом». Оказалось, что хозяев у Зарбазана никогда не и было. Оказавшуюся очень компанейской собаку директор фильма забрал с собой в Москву.



Итак, начались съемки. На месте парка «Зарядье» тогда располагалась гостиница «Россия», когда ее только построили, она была самой большой гостиницей в мире. Туда и заселились волей съезда эндокринологов Мимино и Рубик. Выбор был невелик, в Москве было три крупных серьезных отеля: «Москва», «Россия», «Украина». Символически выбрали «Россию».



В гигантской гостинице было 3000 номеров, колоссальное фойе, концертный зал, но самые интимные моменты гостиничной части фильма разворачиваются в приватных покоях Валико и Рубика. В номере гостиницы происходит много событий: Валико пытается завоевать по телефону Ларису Ивановну, они с Рубиком орут друг на друга, наконец в номер врывается настоящий эндокринолог Хачикян (Куравлёв). За одну смену снять все эпизоды не удалось, отложили на следующий день.



В пятницу 25 февраля 1977 года в 21:24 дежурная городской пожарной службы Нина Переверзева приняла первый тревожный звонок. В следующие минуты их были десятки. В гигантской гостинице «Россия» начался пожар. Огонь распространился на тысячи квадратных метров, а лестницы пожарных доставали только до седьмого этажа. К оставшимся этажам протянули лестницы-штурмовки. Не все были спасены, в гостинице погибло 42 человека.



На следующий день вся гостиница была оцеплена наглухо: милиция, КГБ, прокуратура, ни о каких досъемках фильма «Мимино» не могло идти и речи. Пришлось воссоздать типичный интерьер обычного гостиничного номера, только вот занавески, несмотря на их простоту, художник по реквизитам найти не смог. Судьбу сцены решил швейцар гостиницы «Россия», за небольшую плату он вынес заветные занавески, и съемки продолжились.



Ну а ресторан гостиницы «Россия» был целым миром, а швейцар гостиницы оказался не единственным коррумпированным сотрудником. Ситуация с музыкантами в советских ресторанах была всем отлично известна. Будут играть, что положено, но если немного доплатить, сыграют как надо. Так родилась одна из самых любимых сцен фильма: Мимино и Рубик-джан показывают скучным москвичам, как надо отдыхать.



После выхода фильма на всенародный экран оркестр гостиницы «Россия» попал в ситуацию. Оркестранты клянутся, что никаких наличных денег от гостей сроду не брали. Но как не брали, если это даже в советском кино показывают. Данелии даже пришлось написать письмо начальству, мол, все совпадения случайны, оркестр гостиницы «Россия» денег не берет.



Дополнительным контрапунктом к южности героев фильма зима 1977 года выдалась аномально холодной. Температура упала до минус 30-ти градусов, и сцена, где южные герои мёрзнут у Большого театра, не нуждалась в особых режиссерских директивах.



Судьба у фильма «Мимино» оказалась причудливая и в чем-то созвучная судьбе главного героя фильма. Лихорадочный темп, в котором был написан сценарий, требовал корректировок, но в распоряжении Георгия Данелии были выдающиеся артисты, способные на импровизацию в кадре. Например, падение с горки на Чистых прудах - импровизация, и похмельный после ресторана Мимино - тоже, а сцену с голым Рубиком мог придумать только Фрунзик Мкртчян. Знаменитые фразы Рубика «Я так хохотался!», «Ты и она не две пары в сапоге», «Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь» актёр тоже придумал сам.



А сцена с поднятием платка в танце с пола родилась прямо на площадке. По воспоминаниям Данелии, во время съемки сцены в ресторане гостиницы рядом пировала большая группа армян, которые тут же стали его угощать. Съемки задерживались, и Фрунзик в уже довольно веселом расположении духа очень хотел всех перетанцевать и поднять платок, сев на шпагат. Много раз ему это не удавалось, он то падал, то не мог нормально встать, и наконец Данелия подговорил Кикабидзе во время одного из дублей подхватить платок. Этот дубль и вошел в фильм.



Любопытно, что лезгинку с Рубиком и Валико танцевала актриса Татьяна Распутина, и мало кто из зрителей узнал в этой даме колоритную исполнительницу «энергичного танца» из предыдущего фильма Георгия Данелии «Афоня».



Один из самых «московских» моментов фильма - это ожидание девушки у храма Симеона Столпника на Калининском проспекте.



Не дождавшись девушки, Валико через секунда оказывается на Чистых прудах, где падает с горки.



Сцену «У нас машину угнали» («Сюда нельзя, тут следы!») снимали во двориках дома страхового общества Россия (Сретенский б-р, 6-1), видимо, со стороны одного из примыкающих переулков.



Интересно, что случайного прохожего, на которого Рубик замахивается ледышкой, сыграл неслучайный человек - ученик Данелии Виктор Крючков. Потом он же помогал Данелии в съемках фильма «Афоня», потом, после 1991 года ушел из мира, уехал в Тверскую область, и по сей день является священником.



Переночевав в машине, они едут по Москве, и останавливаются в Большом Девятинском переулке, его легко узнать по церкви Девяти Мучеников Кизических. Там Рубик говорит: «Всё! Грузовое движение больше нет!»



Но Рубик не может оставить друга ни с чем, поэтому он останавливается, выходит из машины и отдает ему покрышку, чтобы продать. В этот момент они чудесным образом перемещаются с Пресни во двор дома № 119 по проспекту Вернадского. Забавно, что буквально в соседних домах (№ 113 и №125) снимали «Иронию Судьбы», это дома Нади Шевелёвой и Жени Лукашина.



Сцена суда снималась в здании Хамовнического суда. Роль потерпевшего сыграл Арчил Гомиашвили, которого, по его словам, пригласили только из-за того, что он был единственным обладателем автомобиля «Волга».



Здесь же Рубик выходит погулять на набережную, там он встречает мужа и отца девушки-адвоката. Отсюда открывается замечательный вид на Москву.



После суда друзья едут по Ленинскому проспекту, и останавливаются возле Центрального дома туриста. Здесь Валико спускается якобы в метро, а на самом деле - в подземный переход. И напоследок Рубик все-таки впихивает ему автомобильную покрышку.



Грузинскую часть фильма снимали в городе Телави и сёлах Омало и Шинако. Когда местные жители узнали, что на съёмки приехал Вахтанг Кикабидзе, со всех сторон стали приезжать пастухи, чтобы уважить любимого артиста. И было невозможно отказать во встрече человеку, который ради неё сутки скакал на лошади… Беда была в том, что все приезжали со своей чачей и щедро наливали дорогому Бубе, а когда актёр отказывался с жалобами на больную печень или сердце, его уверяли, что чача - лучшее лекарство от недугов. От отчаяния Кикабидзе придумал, что лечится от мужской болезни, и пить ему запрещено врачами. Пастухи понимающе закивали и больше ему никто не наливал…



На Московском кинофестивале фильм прошел исключительно успешно, и завоевал главный приз. Георгию Данелию наверняка мучил вопрос о вырезанной сцене с Тель-Авивом, но в 1978 году фильм вышел в прокат, и сцена там снова была. Фильм посмотрели 24,5 миллиона зрителей. Ни о каких баталиях вокруг «Мимино» зрители и не догадывались. Люди смотрели фильм, и реплики героев мгновенно навсегда застывали в памяти.



Материал частично взят из передач Владимира Раевского, частично из передач Александра Усольцева, частично с сайта «Дом Кино». Скрины мои, фото без моих логотипов взяты из Сети.

Мимино, Раевский, Сделано в Москве

Previous post Next post
Up