Москва львиная

Jul 20, 2020 10:01

Каких животных больше всего на здания Москвы? Конечно львов. Бронзовых, каменных, лепных. К сожалению, эти хищники не водятся в Москве, но как символ власти и силы, они давно охраняют дома нашего города.



Самых древних львов мы найдем на красивейшей улице Москвы, на Варварке. Здесь стоят палаты бояр Романовых, и по преданию, именно в них в конце 16-го века родился будущий царь Михаил Федорович. Палаты украшены родовым гербом рода Романовых. Это грифон, наполовину лев, наполовину орел, в лапах щит-тарч и меч.



Конечно, это сказочный лев, но ведь первые сведенья о львах москвичи подчерпнули в 15-м веке, из книги рассказов о животных под названием «Физиоло́г». А «Физиоло́г» сообщал, что львица рожает детеныша мертвым и охраняет его три дня, не отрывая глаз, пока не придет отец и не оживит его своим дыханием.



Еще «Физиоло́г» рассказывал, что львы никогда не спят. Может быть, отсюда появилась традиция украшать изображениями львов жилища, ведь лучшего стража для дома и не придумаешь. Ну а первых живых львов москвичи увидели в середине 16-го века, их прислала ко двору царя Ивана Грозного королева Англии Мария Тюдор. Так что возможно, что каменотесы, вырезавшие львов для парадного входа бояр Романовых, видели хищников своими глазами.



Следующих львов рассмотреть не просто, хотя они украшают самое известное здание Москвы, символ города - Спасскую башню. На ней по сторонам циферблата сидят на задних лапах белокаменные львы, а в передних держат шары. У меня нет такой сильной оптики, и картинки я беру из Сети.



Спасская башня была построена в 1491 году по повелению Ивана III итальянским архитектором Пьетро Солари, но сначала - исключительно как боевая проездная башня, с бойницами, стрельницами, без украшений. И только в 17-м веке царь Михаил Федорович решает надстроить ворота высоким шатром с белокаменным киотом для часов. И сначала на часах по сторонам циферблата встали каменные стрельцы. Затем их заменили львы.



Не нужно удивляться, что заморские хищники прижились в России. Лев является символом одного из евангелистов, Марка, и его изображение можно встретить почти в каждом христианском храме. Кстати, Воскресенские ворота Китай-города первое время назывались Львиными, ведь именно возле них во рву и содержали тех самых львов, подаренных Ивану IV.



Льва часто изображали с другим зверем, единорогом. В Кремле хранится знамя Ермака - и на нем вышиты лев и единорог. Восставшие лев и единорог были фирменным знаком московского Печатного двора. Когда строили новое здание типографии, перенесли на фасад древние символы. На Руси единорог означал книжную ученость, ну а лев - всегда символ власти, царь зверей.



Особенно модными львы стали в эпоху классицизма. Они сели у парадных дверей, оседлали пилоны ворот, украсили двери и стены. Даже в описании Москвы из «Евгения Онегина» среди других характерных черт попали: «Балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах».



Дом миллионеров Баташовых - один из лучших ансамблей прошлого. Сейчас здесь Яузская больница. Участок огромный, современники говорили, что он занимает шесть переулков. Перед началом строительства Баташовы купили 15 владений. И там, где сейчас боковые флигели, раньше стояли обычные дома. Огромную территорию окружает великолепная решетка. В центре ее целая архитектурная композиция, пропилеи, увенчатые львами.



Львы с приплюснутыми мордами, огромными ртами - все чугунные детали выполнены на выксунских заводах, принадлежавших Баташовым. Дворец проектировал Родион Казаков. А наблюдал за строительством и заказывал все лепные и чугунные детали крепостной архитектор Баташовых - Кисельников. Не известно, как Казаков, но Кисельников живых львов точно не видел.



Классицизм как стиль возродился в конце 19-го века под именем нео-классики. Державное величие классицизма льстило многим, но особенно было востребовано верхушкой купечества. Через этот стиль предприниматели как бы становились на одну доску с дворянами, владельцами подобных усадеб прошлого. И чтобы подчеркнуть преемственность, у входа сажали классических львов.



Вот характерный особняк начала 20-го века. Сегодня его занимает посольство Бельгии, а построен он был сто лет назад архитектором Великовским для богатого предпринимателя Грибова. Здесь есть все узнаваемые элементы прошлого - двойной портик с ионическими колоннами, изысканная лепнина, и между двойных колонн лежат классические львы. И они почти живые, не обобщенные, а с характером.



Владелец этого особняка, производитель бумажных тканей Грибов был женат на актрисе, и страсти в этом доме кипели воистину театральные, только закончилось все не клюквенным соком. Любовник Грибовой, Журавлев, проиграл чужие деньги, и был в отчаянии. Актриса обратилась к своему близкому другу, представителю богатого купеческого рода Тарасовых с просьбой о деньгах. Тот отказал.



Журавлев застрелился, следом за ним застрелилась Грибова. А Тарасов пришел домой и застал там гроб и венок, присланные подругой актрисы как бы с намеком на его вину. Недоумевающий Тарасов открывает свежие газеты, и находит заметку о двойном самоубийстве. После чего сам стреляется. Прислуга находит хозяина мертвым, рядом гроб и венок. Эту жуткую историю мы еще рассмотрим отдельно.



Возможно, самые выразительные львы находятся перед особняком предпринимателя Рекка на Пятницкой. Здание построил в конце 19-го века архитектор Сергей Шервуд. Он - сын автора Исторического музея. В семье Шервудов были и архитекторы, и скульпторы, может быть, поэтому здание так богато украшено лепными деталями.



Первый лев бодрствует, словно приветствует былых хозяев, Яков Рекк был крупнейший московский домостроитель, основатель Московского торгово-строительного акционерного общества. Свои проекты он всегда заказывал лучшим архитекторам, и на собственный дом не поскупился. Здание получилось на редкость торжественным.



После революции здание передали Замоскворецкому райкому партии большевиков. Его председателем в 20-е годы была фурия красного террора Розалия Землячка. О том, как Землячка в Крыму тысячами топила сдавшихся в плен белых офицеров, недавно снял фильм Никита Михалков. Поэтому при взгляде на второго спящего льва вспоминаются строчки Микеланджело:



«Отрадно спать - отрадней камнем быть.
О, в этот век - преступный и постыдный -
Не жить, не чувствовать - удел завидный...
Прошу: молчи - не смей меня будить»



В Москве был архитектор, все свои здания отмечавший изображениями льва. Ну, во-первых, царь зверей - прекрасный страж. А во-вторых это намек, что он сам - царь среди архитекторов. Звали зодчего тоже Лев, Лев Кекушев. На Остоженке в самом начале 20-го века он возвел дом для своей семьи. И издали кажется, что это европейский замок.



Но если присмотреться, понимаешь, что это не средневековое укрепление, а свободно раскинувшаяся вилла с асимметричной планировкой, широкими окнами и прекрасно выполненными деталями. Кекушев любил играть оконными проемами, и на фасадах все окна разные.



Все детали здесь не только красивые, но и качественные, например, колонны при входе из мрамора. Собственный дом архитектор сделал авторским, он сложен из необычных, новых художественных форм. Огромная статуя льва стоит на скошенном фронтоне, прямо вдоль Остоженки. В годы советской власти статуя пропала, и только совсем недавно ее восстановили.



Львы со щитами охраняют большой доходный дом на Малой Молчановке. У этих львов курсант Трофимов в красных революционных шароварах раскидал шпану, напавшую на девушку. Конечно, все помнят фильм «Офицеры». Позже они поженились, и уже их внук, суворовец, потешался, что львы ненастоящие, без зубов.



А возле следующего дома снимали фильм «Шырли-Мырли». Здесь заканчивается погоня и начинается свадьба. При входе сидят советские львы, можно сказать, рабоче-крестьянские. Сразу после окончания Великой Отечественно войны в Ермолаевском переулке был построен дом для министерства обороны. Местные его так и зовут - генеральский.



Строили здание ученики Жолтовского, поэтому использовали классический стиль, все три этажа объединяет колоннада, великолепно прорисованы капители, ну а раз здание сложено по классическим канонам, то на ворота посадили львов. Цари зверей охраняют шесть квартир, по две на этаже. Из наиболее известных генералов здесь жил военный медик, министр здравоохранения Смирнов. А сами львы, они огромные.



Самые египетские львы сидят перед галереей Ильи Глазунова на Волхонке, недаром напротив Пушкинский музей. Не только положением лап и чертами морды, но и тем, что грива решена не как отдельные волосики, а как кусок ткани, наброшенный на голову.



Центральный Дом ученых Российской академии наук (ЦДУ) находится в Москве на Пречистенке. Здание в стиле неоклассицизма с элементами модерна было построено в 1910 году по проекту архитектора Гунста и предназначалось для особняка Александры Ивановны Коншиной, вдовы текстильного магната Ивана Николаевича Коншина. В конце тридцатых годов прошлого века, здесь был дом И.А. Нарышкина, посаженного отца Н.Н. Пушкиной. Красивые большие львы с гордо поднятой головой на воротах надежно защищают дом от непрошеных гостей.



Бывший доходный дом на Спиридоновке спроектировал и построил его для собственных нужд архитектор Петр Бойцов. Здание больше напоминает собой особняк, причем возведенный не вдоль красной линии улицы, а с некоторым отступом от нее. Фасад здания оформлен в неоготическом стиле, а его завершением является массивная скульптурная композиция, на которой изображены дракон и побеждающий его царь зверей - лев. Это один из самых больших львов в городе.



До 1954 года улица Достоевского называлась Новой Божедомкой (улица Дурова - Старой Божедомкой). "Убогий дом", "Божий дом" - это место, где бесплатно хоронили бродяг, преступников, убитых и неопознанных. В 1806 году на Божедомке появилась Мариинская больница - благотворительное учреждение для бедных, автор - архитектор И. Д. Жилярди. Два небольших льва охраняют ворота.



Рядом с Кремлем в Александровском саду находится знаменитый грот «Руины». Грот был сооружён по проекту архитектора Осипа Бове в 1821 году в память о московских разрушениях 1812 года. Своё название «Руины» постройка получила в связи с тем, что при её строительстве использовались обломки зданий, разрушенных французскими войсками. На вершине грота помещается смотровая площадка, украшенная двумя скульптурами львов.



Усадьба Усачевых-Найденовых - одна из жемчужин Москвы, чудом сохранившая почти все, что принято относить к барской жизни. Усадьба построена по проекту архитектора Доменико Жилярди в 1829-1836 годах для чаеторговцев Усачевых. Изюминкой усадьбы является дуга пандуса, спускающаяся от трехчастного окна в сад. Вход охраняют забавные львы, пасть которых зашита на пуговицу.



Такие же львы в сопровождении пары грифонов приставлены сторожить вход снизу.



Похожие скульптуры львов (и грифонов) мы можем видеть в усадьбе Кузьминки, к строительству которой также приложил руку Доменико Жилярди.



В тех же Кузьминках на берегу Верхнего пруда есть Львиная или Круглая пристань, также украшенная львами. Львы в усадьбах, связанных с именем Жилярди, относятся к «египетскому» подвиду царя зверей. Видимо из-за дурацких шапочек, напяленных им на голову.



Ховрино, ныне «Грачёвка» - подмосковная усадьба, в XV-XVI вв. принадлежавшая Третьяковым-Ховриным. Ныне сохранившееся здание усадьбы построено в начале XX века в традициях купеческой эклектики. Сын владельца Стефана Григорий получил здесь довольно некрасивое прозвище - Ховра (свинья, неопрятный, нечистоплотный человек). Отсюда идёт и выражение «хавронья».



Последним владельцем усадьбы был купец первой гильдии Митрофан Грачев. При нем по проекту известного и модного тогда зодчего Льва Кекушева к 1900 г. архитектором Кайзером был выстроен усадебный дом, дошедший до наших дней. Имя последнего владельца долгое время сохранялось и в обиходном названии местности - «Грачёвка». Перед входом мы видим множество скульптур, среди них целый выводок, или, скорее, прайд львов.



Конечно, мы рассмотрели только самых крупных, значительных царей зверей, а сколько еще львиных масок над окнами, животные в барельефах, многочисленные памятники. Львов у нас великое множество, недаром создатель фонарей на Гоголевском бульваре посчитал, что не только Москва, а весь мир стоит на трех львах.



Материал взят из цикла передач Михаила Жебрака «Москва. Пешком». Картинки без моих логотипов взяты из Сети.

львиная, Жебрак, львы, пешком

Previous post Next post
Up