Москва сталинская

May 06, 2020 10:01

К Сталину можно относиться по-разному, мне очень хотелось бы в этом посте избежать политических споров и просто поговорить о Москве сталинской, ведь многое из того, что мы с детства помним и любим в нашем городе, построено именно в ту эпоху.



Середина прошлого века - сталинская эпоха - это время было безжалостно к человеку и к городу, но оно же вызывало удивительные взлеты духа и приливы колоссальной творческой энергии. Советская власть собиралась построить идеальное государство, да что там, планировался Рай на Земле. Как он должен был выглядеть, можно увидеть и сейчас. Опытной моделью была Выставка Достижений Народного Хозяйства - ВДНХ - здесь все самое лучшее: самые толстые быки и овцы, пляшущие пастухи, поющие свинарки и, конечно же, идеальные здания.



На входной арке находится 13-метровая статуя - колхозница и механизатор вздымают над головой сноп пшеницы - ведь это место задумывалось, как Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка.



Сельскохозяйственную Выставку 1939 года преобразовали в Выставку Достижений разных областей хозяйства и заново открыли в 1954 году. Здесь нет единой площади, комплекс разворачивается вдоль центральной оси, ведь мы на дороге - дороге в коммунистическое будущее. Но так как весь комплекс пронизан символами, то конец пути должен как-то обозначаться. Что же там стояло? Гигантская статуя Сталина, которую потом снесли и на этом месте поставили ракету.



Каждому региону, они тогда назывались республиками, соответствовал свой павильон. Это здание построено в 1939 году. Оно напоминает одну из башен московского Кремля, Троицкую например. И знаменитые московские высотки.



Рядом самое богатое здание на Выставке - павильон республики Украина. Украина - житница Советского Союза, поэтому это не здание, это просто Рог Изобилия. Золоченая плитка должна напомнить нам бескрайние поля Украины. Здесь на ней изображено все, чем гордилась республика. Ажурные решетки на стенах - напомнить о тенистых вишневых, яблоневых, грушевых садах.



Советская архитектура не мыслима без скульптуры, и здесь всюду статуи счастливых советских людей. Вот и здесь нас встречают скульптурные группы. Первая - это промышленные рабочие, ее возглавляет улыбающийся шахтер с необычным жестом.



А дальше - труженики села с огромной корзиной фруктов, возглавляемые колхозницей с тем же жестом.



Фонтаны олицетворяют роскошь, великолепие, недаром на главной демонстрационной площадке страны столько фонтанов - «Каменный цветок».



«Золотой колос».



«Дружба народов». Это на знойном Востоке, где капля воды на вес золота, фонтаны экономно плачут, как Бахчисарайский - у нас они бьют, переливаются, стреляют.



Комплекс так часто менял названия - ВСХВ, ВДНХ, ВВЦ, что многие уже забыли значение «дружбы народов». Художник Топуридзе поставил в восьмигранном бассейне вокруг снопов подсолнуха, пшеницы и конопли 16 женских фигур в национальных костюмах союзных республик. Да, да - до 56 года у нас была 16-я республика - Карело-Финская, для друзей же ничего не жалко. Вот и наши девушки покрыты настоящим сусальным золотом.



Вокруг фонтана на круглой площади были расставлены павильоны союзных республик - Грузии с классической колоннадой, Киргизии, Литвы, Узбекистана, Армении с большим количеством статуй на фасаде. И вот этот удивительный павильон, недолго существовавший, Карельской республики с единственными у нас в стране деревянными уличными скульптурами.



Символ эпохи - изобилие, пусть показное, в жизни советскому человеку было и холодно, и голодно, но это мечта о лучшей жизни. Здесь всюду капители и фронтоны, но нет ни грамма благородной простоты классицизма, его значимой пустоты. У нас каждый сантиметр надо заполнить орнаментом, барельефом, лозунгом. Когда у Фредерика Феллини - большого друга Советского Союза - спросили, как ему понравилось на ВДНХ? Он, подумав, ответил: «Мне это напомнило сон пьяного кондитера».



Ну, это опытное хозяйство, а как в городе строили по этим образцам? Главную улицу Москвы - Тверскую, в советское время Горького - перестраивали как раз в 30 - 40е годы. Так что именно здесь были реализованы новые эстетические принципы - построен целостный монументальный ансамбль. До реконструкции ширина улицы была 17-19 метров. А сейчас - 54.



Ряд домов снесли, но некоторые подвинули, и в частности резиденцию губернатора, ну а потом здание Моссовета. Вот этот такой привычный для москвичей терракотовый дворец не только подвинули вглубь на несколько метров, но и надстроили. Из-за увеличения масштабов всей площади и для придания строению монументальности, портик взлетел на верх здания.



Одно из передвинутых зданий стояло почти посередине Тверской, а сейчас, чтобы его увидеть надо войти под арку. Это бывшее Саввинское подворье, роскошное здание построено Савво-Сторожевским монастырем. Монахи содержали здесь гостиницу для своих нужд, ну и конечно, основное помещение сдавали. В 1939 году эту громаду передвинули прямо со спящими жильцами, так как оно мешало расширению Тверской улицы, причем это происходило ночью, а спящие жители даже не подозревали, что проснутся утром уже в другом месте. В результате проделанной работы инженерам удалось переместить четырехэтажное здание на 50 метров вглубь Тверской улицы, не причинив ему никакого вреда.



Сейчас дома, к сожалению, не двигают, а в 30е годы множество уникальных или просто добротных зданий, которые жалко было ломать, подкапывали, ставили на вагонетки и по рельсам перевозили на новое место. У Агнии Барто есть стихотворение «Дом переехал» про мальчика Сёму, отдыхавшего в «Артеке»:

«…Возвратился я из Крыма, мне домой необходимо!
Где высокий серый дом? У меня там мама в нем!
Постовой ответил Сёме: - Вы мешали на пути,
Вас решили в вашем доме в переулок отвезти.
Если надо - в море синем, в синем небе поплывем!
Если надо - дом подвинем, если нам мешает дом!»



Высотные дома, ставшие символом Москвы, противоречат историческим традициям нашего города, но в этом и была задача новой советской власти и нового искусства, разрушая устои прошлого, строить Новый мир. В Москве первое пятиэтажное здание появилось только в 1874 году. А когда в США воздвигли 241-метровый Woolworth Building в 1910 году, Московская городская Дума не могла решиться на 10-этажное здание - у нас и грунт-то ненадежный, да и вверх никто и не стремился. Построили колокольню Ивана Великого - 81 метр - вот и ладно, выше ничего не строить.



Так что в России ввысь только колокольни возносились, люди предпочитали таунхаусы пентхаусам по современной терминологии. Но на Западе строят, значит и СССР должен соответствовать. И вот после войны было принято решение построить в столице несколько высотных зданий. Задача - догнать США по высоте, но наши строения, ни в коем случае не должны быть похожи на заокеанские прототипы. И даже само слово «небоскреб» было под запретом - это на загнивающем Западе небоскребы, в социалистическом государстве - высотки.



Чтобы отличаться от заморских великанов, наши архитекторы должны были придумать оригинальную особую форму для своих строений. Во-первых, для всех строений был предложен ступенчатый силуэт. Кроме этого, наши высотные здания стали сложносочиненными композициями. Это на Манхэттене земли впритык, на наших московских просторах высотные здания раскинули фигурные крылья, обросли боковыми башенками, дополнительными корпусами, и самая узнаваемая деталь - шпиль. Было решено устроить перекличку с шатрами старинных храмов и шатровыми навершиями башен московского Кремля. В центре Москвы - шатры, а на высотках будут шпили, заодно и высоту нагоним. Посмотрите, на этом здании натуральный церковный шпиль, только что креста не хватает.



В качестве образца архитектор Посохин выбрал очень узнаваемую церковь Вознесения в Коломенском.



На Воробьевых горах в районе нынешней смотровой площадки был заложен фундамент первого Храма Христа Спасителя, но грунт не выдержал, и стройка сползла в реку. Через 100 лет ошибку решили не повторять. Здание МГУ построено на значительном расстоянии от обрыва.



Возводила его большая группа архитекторов во главе со Львом Рудневым по проэкту Бориса Иофана. 36 этажей вознеслись на 182 метра, дальше - шпиль. Общая высота строения 240 метров. Курировал строительство Берия, и возводили его военные строители вместе с заключенными. На 22 этаже был отдельный лагерный пункт на 700 заключенных, занятых внутренней отделкой.



Звезда на здании качается. По первоначальному замыслу в старых корпусах на Моховой должны были остаться гуманитарии, а сюда в главный корпус - переехать технические факультеты. Но из-за раскачивания 200-метрового гиганта поселить в главном корпусе технические лаборатории оказалось невозможно. Поэтому сюда вселились геологи, математики, музей Землеведения, научная библиотека, ну и ректорат, конечно. Представляете, какие виды открываются из окна ректора, ну или из зала заседаний на 31 этаже!



В боковых башнях - жилая зона: квартиры профессоров, общежитие для студентов и аспирантов. Главный корпус устроен как замкнутая коммунально-бытовая система. Здесь есть свой кинотеатр, почта, аптека, ремонт обуви, часов, химчистка, спортивный комплекс с бассейном. То есть теоретически студент, зайдя 1 сентября в главный корпус, может провести здесь всю жизнь, не выходя.



Знаменитый спор между физиками и лириками, кто важнее, в МГУ выглядел по-другому. Памятник Ломоносову, расположенный на оси главного корпуса, вызвал яростные споры между химиками и физиками, расквартированными в боковых корпусах. Вот это корпус химиков.



К кому из них основатель университета расположен ближе? Шаги или рулетка - для ученых это смешно, поэтому мерили самыми современными приборами, в том числе секретными. И решили, что вообще-то на 14 сантиметров ближе вот к этому корпусу физическому, но примерно посередине - главное, что спиной к математикам.



Когда радостные ВМК-ашники (вычислительная математика, кибернетика) - они расположены ближе к метро - сообщили об этом математикам, те невозмутимо ответили: «Ну и что, зато вы на полдороге между физиками и цирком».



В Москве 7 высоток - здание МГУ, 2 министерства, 2 гостиницы и 2 жилых дома. Самый роскошный из них - дом на Котельнической набережной. Его тоже строили заключенные. Говорят, что даже для скульптур, изображающих счастливых советских людей, позировали ЗК.



В корпусе вдоль Москва-реки жили сотрудники КГБ, в главной башне и корпусе вдоль Яузы - писатели, ученые, артисты, а так же работники торговли и партийные функционеры.



Один бывший сотрудник КГБ рассказал, как туда вселилась Фаина Раневская. Актрису мечтали завербовать в осведомители, но она уклонялась от контактов с сотрудниками спецслужб. Но вот однажды, когда к ней пришел очередной молодой офицер, актриса неожиданно согласилась: «Да я с радостью рассказала бы вам все про этих… про коллег, но одна проблема - я громко разговариваю по ночам и соседи по коммуналке будут знать о нашем сотрудничестве».



Ретивый офицер немедленно помчался к начальству и сообщил, что Раневская, в принципе согласна, но хорошо бы улучшить ей жилищные условия. И Раневская въехала в этот дом, затем прошлась по соседям; вооружившись поллитрами, обошла дворников и сантехников, и на КГБ обрушился град звонков: «Наша новая жиличка всю ночь докладывает какому-то генералу о проделанной работе» - и от Раневской отступились. Дом на Котельнической набережной очень известен. Когда туда вселилась Раневская, на углу дома была булочная, дальше - кинотеатр «Иллюзион», за следующим углом стояли мусорные баки. И Раневская говорила так: «Меня найти очень просто, я живу над хлебом и зрелищами с видом на помойку».



Известнейший объект - гостиница «Москва» на Манежной площади с удивительным ассиметричным фасадом - породил следующий анекдот: якобы, после конкурса отобрали лучшие проекты, занявшие первые места, и предоставили для окончательного выбора Сталину: «Иосиф Виссарионович, Вам какие проекты больше нравятся?» «Этот и этот». Остальные убрали. «А из этих двух?» «Я же сказал - этот и этот!» Якобы, один корпус построили по одному проекту, а другой - по другому. Это байка, автор один - Щусев.



Просто гостиница получилась настолько массивная, что надо было ее визуально облегчать. Поэтому у боковых корпусов разные фасады - это как будто разные здания. Этой же цели служит и облегченная пластика главного фасада. В результате всех этих ухищрений Щусева, гостиница не давит, когда стоишь рядом с ней. А ведь это на площади самое большое здание.



То, что Сталин живо интересовался архитектурой и лично приложил руку ко многим проектам, не выдумка. Архитектура - самый социальный вид искусства, напрямую выражающий чаяния общества. Поэтому вожди государства всегда стремились контролировать строительство важнейших объектов. А в 1946 году Сталина на съезде архитекторов сначала назвали «отцом и другом всех советских архитекторов», а потом и просто - «величайшим архитектором всех времен и народов». Сейчас это кажется невозможным, смешным, но так было.



Здания в эту эпоху должны были быть наглядной агитацией, и в 1937 году архитектор Алабян построил здание «Театра Советской Армии» в форме пятиконечной звезды - символа Красной Армии. Здание ступенчато вздымается вверх, и внутренняя структура соответствует этому силуэту. Над главным залом расположен средний, а выше - еще маленький. Получается пирамида, а скорее, ступенчатый зиккурат - это перекличка с Мавзолеем на Красной площади.



Во время Великой Отечественной войны «Театр Советской Армии» оказался самым узнаваемым ориентиром для вражеской авиации. Даже Кремль можно не узнать ночью при свете прожекторов, а пролететь мимо гигантской звезды невозможно. Чтобы замаскировать здание, на площади возле театра построили целый город из фанеры. Театр обтянули парусиной и на крыше его нарисовали маленькие домики.



На Ленинградском проспекте находится очень узнаваемое здание той эпохи - гостиница «Советская».



Здесь же в глубине - роскошный ипподром работы Жолтовского, статуи обозначают въезд на ипподром. Но даже среди таких соседей этот дом выделяется. Он похож на изящную шкатулку, словно вырезанную из слоновой кости. Недаром у него есть собственное имя - «Ажурный». Дом построен дизайнером и архитектором Буровым в 1940 году. Мы знаем, что в 40-50е годы здания строили из кирпича, даже есть специальное слово для этих четырех, восьмиэтажных кирпичных домов с трехметровыми потолками - «сталинка».



Так вот «Ажурный» - это первый экспериментальный панельный дом! Он не кирпичный, он сложен из панельных блоков заводского изготовления. Но качество стеновых панелей такое, что с пяти метров они кажутся мраморными. А роскошные ажурные решетки лоджий вылиты по удивительным рисункам знаменитого книжного графика Фаворского.



И до Хрущева думали об ускорении строительства, но сталинские архитекторы даже массовый дом собирались сделать вот таким чудом. Но следующий руководитель государства Никита Сергеевич обвинил именно архитекторов в том, что советским людям не хватает квартир. Якобы, до трети стоимости строительства уходят на архитектурные излишества. Хрущев объявил курс на ускорение и удешевление строительства, и Москва покрылась пятиэтажками, краше которых даже обувные коробки.



Сталинская архитектура очень большая - если уж арка, то на полздания, шпиль, то до неба. Рядом с этими громадами человек кажется лилипутом, эта архитектура не личности, а массы и даже скорее - организованной колонны демонстрантов. Сталинская эпоха была для многих драмой и даже трагедией, но тот спектакль давно закончился, от него остались только эти каменные декорации. А новая жизнь использует их для иных представлений.



Материал взят из цикла передач Михаила Жебрака «Москва сталинская». Картинки без моих логотипов взяты из Сети.

Сталин, Жебрак, сталинская, пешком

Previous post Next post
Up