«Ах, как лихо, ах, как просто, - одним махом всё поборем!
Бывший стих и бывший труд, - всё под корень, всё под корень!»
(Н.Добронравов)
В сознании сегодняшних москвичей два монастыря, некогда стоявшие рядом (Симонов Старый и Симонов на Новом), слились в один Симонов монастырь. Как мы помним, новый монастырь был основан в 1370 году учеником и племянником святого Сергия Радонежского - преподобным Федором.
Место для монастыря было выбрано вниз по течению Москвы-реки от города. Земли, на которых был построен монастырь, пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, в иночестве - Симон, отсюда и произошло название монастыря. Вначале обитель располагалась немного южнее, приблизительно там, где находится нынешняя церковь Рождества Богородицы, а в нынешнее место монастырь перенесли в 1379 году.
Строительство нового монастыря, его храмов и стен вызвало приток работных людей, и вскоре вокруг образовались слободы. К середине XVI века в Симоновой, или Коровьей, слободке уже селились монастырские люди, сапожники, воротники, плотники, квасовары, кузнецы.
Симонов монастырь находился на самых опасных южных рубежах Москвы, и вместе с Даниловым, Донским и Новодевичьим монастырями-сторожами входил в южный оборонительный пояс столицы. Поэтому стены его делали не просто монастырскими, но крепостными. И только в двух монастырях до сих пор сохранились боевые стены, которые выдерживали пушечный выстрел (второй - Новоспасский монастырь).
Не один раз стены обители выдерживали натиск вражеских войск, идущих на Москву, а в период Великой Смуты монастырь практически стёрт с лица земли. И часто, очень часто приходилось монахам становиться воинами.
В 1571 году с башни монастыря смотрел на горящую Москву хан Давлет-Гирей. Столица выгорела тогда за три часа, а в огне погибли около двухсот тысяч москвичей. В 1591 году во время нашествия татарского хана Казы-Гирея обитель вместе с Новоспасским и Даниловым монастырями успешно противостояла крымскому войску.
В 1606 году в монастырь царем Василием Шуйским были направлены стрельцы, которые вместе с монахами отражали войска Ивана Болотникова. Наконец, в 1611 году, во время сильнейшего пожара в Москве, возникшего по вине поляков, многие жители столицы укрылись за монастырскими стенами.
В числе немногих Симонов монастырь считался ставропигиальным, то есть управлялся непосредственно патриархом (только семь монастырей в России имели чин ставропигиальных: Соловецкий, Новоспасский, Воскресенский (Новый Иерусалим), Симонов, Донской, Спасо-Яковлевский и Заиконоспасский).
В старину Симонов монастырь был в числе самых почитаемых во всей России, сюда поступали обильные материальные пожертвования. Особое внимание уделял Симоновой обители царь Федор Алексеевич (старший брат Петра I), у него здесь даже была собственная келья для уединения.
Далеко славился Симонов монастырь своими воспитанниками. Здесь постригся в монахи и учился знаменитый Кирилл - основатель Кирилло-Белозерского монастыря. Из обители вышли митрополиты московские Геронтий (1473) и Варлаам (1511), патриархи всея Руси - Иов (1588), Гермоген (1606), Иосаф II (1633) и Иосиф (1642). В монастырской келье трудился последователь Нила Сорского князь-инок Вассиан Патрикеев, доказывавший, что «монастырям сел не подобает держати». А рядом, в соседней келье составлял вдохновенные речи против Иосифа Волоцкого лучший оратор и переводчик в тогдашней Москве Максим Грек.
В XVI веке неизвестные зодчие возвели вокруг Симонова монастыря новые крепостные стены с мощными башнями (некоторые историки предполагают авторство знаменитого русского зодчего Федора Коня, строителя стен Белого города Москвы, Смоленского Кремля и стен Боровско-Пафнутьева монастыря). И по сей день возвышается в южном углу мощная шестнадцатигранная башня Дуло, названная по имени предводителя татарского войска, убитого с этой башни стрелой. Ниже мы видим башню Дуло.
В западной стене монастыря, обращенной к реке Москве, существовала Тайницкая башня с потайным ходом к реке, который обрушился в 1840 году. Осталась с тех времен Солевая башня в юго-восточном углу монастыря. Ниже мы видим Солевую башню.
Славилась на всю Москву и монастырская колокольня. Да и колокольный звон, судя по летописям, был на той колокольне незаурядный. Так, в Никоновской летописи помещена специальная статья «О колоколах», в которой говорится о сильном и чудном колокольном звоне, доносившемся, по мнению одних, от соборных колоколов Кремля, а по мнению других, от колоколов Симонова монастыря. Существует также знаменитая легенда, что накануне штурма Казани молодому Ивану Грозному ясно послышался звон симоновских колоколов, предвещающий победу. Ниже мы видим Кузнечную башню.
Поэтому и к самой симоновской колокольне москвичи испытывали почтение. И когда к XIX веку она пришла в ветхость, то известный архитектор Константин Тон (создатель русско-византийского стиля в московской архитектуре) возвел в 1839 году над северными воротами монастыря новую. Крест ее стал самой высокой точкой Москвы (99,6 метра). На втором ярусе колокольни располагались церкви Иоанна, патриарха Царьградского, и святого Александра Невского, на третьем - звонница с колоколами (самый большой из них весил 16 тонн), на четвертом - часы, на пятом - выход на главу колокольни. Построили это величественное сооружение на средства московского купца Ивана Игнатьева.
Судьба новой Симоновой обители после революции сложилась трагически. Тогда закрывали все монастыри, где устраивали общежития, где тюрьмы, где концлагеря, но над этим поглумились уж каким-то совсем изощренным способом. В 1923 году в Симоновом монастыре открылся музей, который работал вплоть до 1930 года. Директором музея был Василий Иванович Троцкий, который разрешил в одном из храмов отправлять службы в обмен на предоставление сторожей и дворников за счет монастырской общины.
В январе 1930 года специальная правительственная комиссия приняла решение, что некоторые из древних монастырских построек можно оставить в качестве исторических памятников, а собор, простоявший много столетий, и стены нужно обязательно снести. Взрывали монастырь в ночь на 21 января - в шестую годовщину со дня смерти В.И. Ленина.
Дата смерти Ленина долгое время воспринималась как сакральная. Где-то года до 70-го днём памяти Вождя был именно день его смерти. Здесь прослеживается явная аналогия с днями памяти православных святых, день их смерти - это день великого перехода в блаженную вечность. Трудно сказать, в какую именно блаженную вечность перешел Владимир Ильич, но день его смерти отмечался намного шире, чем день его рождения.
В эту ночь памяти были взорваны пять из существующих шести церквей, включая главный собор, колокольня, надвратные храмы и другие постройки. Осталась только Трапезная церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Позже на субботниках разобрали и все монастырские стены кроме южной. На месте уничтоженного храма было решено построить рабочий дворец культуры завода АМО, впоследствии завода им. Сталина, а потом завода ЗИЛ.
В 1937 году вступила в строй вторая очередь дворца культуры. Вообще, «дворцы культуры» это порождение не совсем советского времени, их роль до революции играли «народные дома», а большевики их просто переняли. Поскольку новый храм пролетарской духовности возводился на месте взорванного собора, этому придавалось особое значение, и строительство шло под лозунгом «На месте крепости мракобесия - рабочий дворец культуры».
Приблизительно в это же время был уничтожен и монастырский некрополь. Некоторые погребения были перенесены на Новодевичье кладбище, в частности, были перенесены захоронения Аксаковых. Рабочих, вскрывавших могилы, поразило то, что из левой половины груди Сергея Тимофеевича Аксакова выходил громадный корень березы, которая укрывала своей тенью все фамильное захоронение Аксаковых. Разоренное кладбище превратилось в свалку, а затем на этом месте открылся гальванический, а позже столярный цех.
До наших дней сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря. От монастыря уцелела лишь южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая».
«Симонов - место встречи «порченых» и «бесноватых». Их свозили со всех концов России в Москву: среди белых попадали черные - кавказские, и раскосые - сибирские, и желтые - китайские. После обедни их «отчитывал» неустрашимый, быстрый голубоглазый иеромонах о. Исаакий: говорком, шелестя, как листьями, словами молитв, изгонял он бесов. Но не столько само изгнание - бесы что-то не очень слушались Симоновского иеромонаха! - а подготовка во время обедни - это подлинно «бесовское действо!» - зрелище потрясающее» (А. Ремизов).
С 1991 году на территории Симонова монастыря совершала молебны община глухих и слабослышащих православных верующих. И сегодня в храме Тихвинской Божией Матери проходят единственные в мире службы для глухонемых с сурдопереводом. И еще информация, которая может кому-то пригодиться: это один из самых строгих по запрету на фотосъемку монастырей Москвы и области.
На карте ниже видно, каким был Симонов монастырь раньше, и что от него осталось сегодня.
Fais se que dois adviegne que peut.
Другие монастыри:
Богородице-Рождественский монастырь Высоко-Петровский монастырь Высоцкий монастырь в Серпухове Давидова Вознесенская пустынь Донской монастырь Единоверческий храмовый комплекс в Михайловской Слободе Зачатьевский монастырь Иоанно-Предтеченский монастырь Иосифо-Волоцкий монастырь Иосифо-Волоцкий монастырь. Детали Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь Крутицкое подворье Марфо-Мариинская обитель Николо-Перервинский монастырь Николо-Угрешский монастырь Никольский единоверческий монастырь Новоалексеевский монастырь Новоспасский монастырь Покровский Хотьков монастырь Саввино-Сторожевский монастырь Свято-Екатерининский монастырь Свято-Пафнутьев боровский монастырь Симонов новый монастырь Симонов старый монастырь Сретенский монастырь Храмовый комплекс в Старом Косине Центр РПСЦ на Рогожском