Легенды Замоскворечья. Алексей Бахрушин

May 28, 2019 08:01

Замоскворечье прославил не только Островский, но и купцы-коллекционеры. Братья Третьяковы собрали уникальную коллекцию русского искусства. В Русском музее в Петербурге было 5 работ Репина, а в Третьяковке - 52. Также в Москве хранилась театральная коллекция Бахрушина.



Бахрушиных в Москве называли профессиональными благотворителями. За 20 лет они потратили на благотворительность 4 миллиона, в частности, построили Введенский народный дом.



В 1947 году был перестроен в стиле сталинского ампира. Там снимались первые выпуски КВН и передачи «Голубой огонёк». Также во дворце в 1956 году проходили съёмки сцены из кинофильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь».



В 1990-х годах здание потеряло статус памятника архитектуры. В 2008 - перешло к новому владельцу и стало называться Дворцом на Яузе.



Также построен дом бесплатных квартир на Софийской набережной. Всего в Бахрушинском доме было 456 квартир. Каждая в одну комнату площадью от 13,2 до 30,4 метра. При доме работали начальное училище, два детских сада и ремесленные мастерские, бесплатное обучение для курсисток на 120 человек и столовая.



Незадолго до Первой мировой войны в Бахрушинском доме проживало 2000 человек (631 взрослых, 1378 детей), в том числе, 160 курсисток. С 1916 года по завещанию одного из братьев - Александра Алексеевича Бахрушина - на улучшение питания в столовой выделялось дополнительно 5 тыс. руб. в год. Всего же обошёлся дом Бахрушиным в 1 257 тысяч рублей.



А еще - огромную больницу, два приюта, театральный музей. «Сиротский приют имени братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных» был основан в 1896 году как бесплатный детский приют для бедных и сирот православного вероисповедания.



Бахрушиными был пожертвован участок земли в Сокольнической Роще близ Алексеевской водокачки и 600 000 рублей денег на устройство приюта. Тот же дом сейчас (1-ый Рижский переулок, д. 2)



Жили Бахрушины в этом доме. До них этот дом занимал городской голова Королев, тот самый, который построил Александро-Мариинское училище. Именно в этот дом к купцу пить чай приезжал Александр II.



Тот же дом сейчас. Улица Бахрушинская (до 1922 года - Лужнецкая), д. 2.



А затем здесь рос создатель самой большой в мире театральной коллекции Алексей Бахрушин. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, которая сохранилась до наших дней - нынешний Театральный музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным.



Родовое дерево семьи Бахрушиных выросло на землях Рязанской губернии. Только в 1821 году Алексей Федорович Бахрушин, который считается основателем династии, загрузил скарбом единственную подводу и перевез семью в Москву, в Кожевники. Здесь он купил маленькое кожевенное производство, которое к 1834 году превратилось в завод, а год спустя его хозяин был занесен в списки московского купечества. Алексей Федорович и Наталья Ивановна Бахрушины.



Производство Бахрушина было оснащено по последнему слову техники: паровая машина с подведенным к ней водопроводом, а еще - первая в Москве кирпичная труба, самая высокая в городе. Не исключено, что именно эта труба стала прообразом крылатого выражения «вылететь в трубу» - завистников у купца-новатора было много. Алексей Федорович был передовым человеком и во взглядах: он стал одним из первых московских купцов, который сбрил бороду (пускай и на спор), а также собственноручно резал ножницами слишком длинные полы сюртуков троих своих сыновей. Притом дела велись по старинным купеческим традициям, а отец учил своих детей: «Вы знали нужду со мною вместе, умейте же уважать ее и у других; никогда не говорите о человеке чего-нибудь, что может повредить его доброму имени, или деловым отношениям и благосостоянию. Если что и услышите, знайте про себя». Семья была истинно верующая, непьющая, патриархальная, с налаженной жизнью внутри и вовне.



Внук Алексея Федоровича - Алексей Александрович Бахрушин, как и его братья, учился в гимназии Креймана. Науки давались ему нелегко; например, в 4 классе в его аттестате красовались преимущественно тройки. В конце концов, Алексей после 7 класса решил оставить гимназию, а отцу сказал, что обирается посвятить себя семейному делу и идет работать на завод. Вероятно, такая аргументация спасла семейство от большого скандала. Алексей Бахрушин не был красавцем, но одевался модно, котелок носил чуть пониже, а трость - чуть потолще, чем другие. В юности играл в любительских спектаклях.



Он начал коллекционировать предметы, связанные с театральным искусством… на спор! В 1890 году между ним и купцом Куприяновым было заключено пари: кто за месяц соберет больше предметов, имеющих отношение к истории русского театра, тот и молодец. И действительно, откопал на Сухаревском рынке небольшую коллекцию миниатюрных театральных портретов 18 века. Позже граф Шереметьев подтвердил, что это портреты артистов кусковского театра и даже прислал недостающие, чтобы не рознить коллекцию.



Войдя во вкус, Алексей Александрович стал собирать буквально все: афиши и программки, костюмы и маски, автографы и фотографии, личные вещи актеров. В поисках вожделенных предметов Бахрушин регулярно совершал обход антикварных лавок, навещал старьевщиков на Сухаревском рынке и, будучи за границей, непременно привозил для своего собрания что-то новенькое. Сами актеры часто дарили увлеченному коллекционеру интересные вещицы, которые тот принимал с благодарностью.



За какие-то четыре года Алексей Бахрушин составил собрание, которое не стыдно было презентовать московской театральной общественности. Коллекция первый раз была показана узкому кругу друзей и близких Бахрушина 30 мая 1894 года, а уже 29 октября того же года стала доступна широкой публике.



Коллекция театральных памяток росла, и вскоре возникла необходимость в новых просторных помещениях. Семья Бахрушиных приняла решение выстроить новое родовое гнездо. Дом был построен на участке, который подарил Алексею отец на свадьбу. Ну а строил дом в1896 году архитектор Гиппиус, который успел зарекомендовать себя наилучшим образом, выполняя подряды купцов Бахрушиных.



Гиппиус был семейным архитектор Бахрушиных и Перловых. Для Перловых он построил чаеразвесочную фабрику, ее знают не очень, а Чайный дом на Мясницкой москвичи любят - это московская достопримечательность. А для Бахрушиных несколько зданий: огромный комплекс бесплатных квартир на Софийской набережной и вот этот готический особняк для Алексея Бахрушина. «Версаль на Зацепе» - так современники прозвали дом Бахрушина.



Для коллекционера особый шик - не просто найти нужный предмет, а приобрести его дешево, и Бахрушин торговался умело. Он никогда не обращал внимания на понравившейся ему предмет, торговал что-то другое - крупное и дорогое. А когда сходился в цене, говорил: «А вот это?» Покупал нужное ему за бесценок, ну а «за более дорогой вещью я вернусь завтра».



Когда же в музей к Бахрушину приходил кто-нибудь из знаменитых артистов, он немедленно убирал самые ценные вещи и говорил: «Видите, Ваше творчество в моем музее представлено мелко». На следующий день ему присылали действительно бесценные экспонаты. Он всегда посещал семьи театральных деятелей после похорон. В Москве даже шутили, что за гробовщиком приходит Бахрушин.



Алексей Бахрушин жил не одними музейными увлечениями. Не забывая о бизнесе и продолжая дело своей семьи, он активно принимал участие в общественной жизни Москвы. Он стал гласным Московской Городской Думы, был попечителем театров, заведовал театральным бюро Всероссийского театрального общества, также был постоянным членом ряда научных обществ, комитетов и комиссий. Растущая коллекция заставляла Бахрушина задуматься о ее будущем. Московская Городская Дума, которой он предложил передать музей в городскую собственность, отнеслась к идее неодобрительно.



Просил Бахрушин немного: музей должен остаться бесплатным и открытым для всех желающих. Ссылаясь на большие проблемы, которые у них случились с коллекцией Третьяковых, городские депутаты отказались от щедрого подарка. В 1909 году Алексей Александрович при поддержке великого князя Константина Константиновича Романова все-таки устроил судьбу своего драгоценного собрания: его музей был передан Академии Наук. Это произошло 25 ноября 1913 года.



А сам Бахрушин стал почетным пожизненным попечителем музея. После революции за музей пришлось побороться: его неоднократно пытались закрыть, однако Алексей Бахрушин остался верен своему детищу и сделал все для того, чтобы сохранить коллекцию. 1 февраля 1919 года музей вошел в состав Наркомпроса, а Бахрушин стал его директором и оставался на этом посту до конца своих дней. Алексей Александрович ушел из жизни в 1929 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.



Материал в основном взят из передачи Михаила Жебрака «Москва заречная». Фото без моих логотипов взяты из Сети.

купечество, московские легенды, Бахрушин, Заречье, купцы, Замоскворечье

Previous post Next post
Up