Знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» или «Иван Грозный убивает своего сына» вызывает необъяснимое беспокойство и панический страх у многих зрителей.
Сам художник вспоминал о наваждениях, которые преследовали его: «работал как завороженный. Минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины. Прятал ее. Но что-то гнало меня к ней, и я опять работал. Порой пробирала дрожь, а потом чувство кошмара притуплялось…»
02 - Василий Поленов, «Портрет художника Ильи Ефимовича Репина»
Репин закончил полотно к 300-летию смерти Ивана Грозного (в 1884 году). Картина выставлена весной 1885 года, вызвала одновременно шок и интерес общественности, поначалу была запрещена к показу. Однако спустя три месяца запрет был снят, полотно снова выставили в Третьяковской галерее на радость публике.
03 - Павел Рыженко, «Царёво молчание»
Друзья опасались за психическое здоровье Репина, у которого после завершения картины отнялась рука. Друг художника - Всеволод Гаршин, который позировал для картины в роли убитого Ивана, сошел с ума. Гаршина начал преследовать «стеклянный шар». В момент приступа безумия, он бросился с лестницы.
04 - Моделями для головы Царевича были писатель Всеволод Гаршин и художник Владимир Менк
Во время работы над полотном «Иван Грозный…» Репин писал и другие картины, навлекая злой рок на людей, заказавших ему свой портрет. Говорили, будто художник потревожил злобный призрак царя-душегубца. Когда картина «Иван Грозный» была выставлена в 1885 году, некоторые впечатлительные зрители теряли сознание.
05 - Андрей Рябушкин, «Иоанн Грозный с приближенными»
«Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу… В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сыном. И картина крови имела большой успех» - объяснял художник психологический успех своей работы.
06 - Олег Вишняков, «Иван Грозный»
Версия об убийстве Иваном Грозным родного сына была предложена Карамзиным - историком времен Пушкина. Карамзин основывался на трудах князя Курбского, писавшего о «подвигах» царя немало страшилок, где смешались правда и сплетни.
07 - Александр Литовченко, «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею»
Карамзин красочно описывал муки царя после смерти сына - «…тосковал ужасно; не знал мирного сна: ночью, как бы устрашаемый привидениями, вскакивал, падал с ложа, валялся среди комнаты, стенал, вопил; утихал только от изнурения сил; забывался в минутной дремоте на полу, где клали для него тюфяк в изголовье; ждал и боялся утреннего света, боясь видеть людей и явить им в лице своем муку сыноубийцы…»
08 - Клавдий Лебедев, «Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи»
По одной из легенд, царевич желал скорой смерти отца, пытался навести на него порчу, даже ставил свечи за упокой в храмах. Царь прознал о делах сына и в припадке гнева ударил его посохом… Другие летописцы, напротив, отмечают дружбу сына с отцом, что они даже «любовницами и любовниками обменивались…».
09 - Илья Репин. «Убийство Иваном Грозным своего сына»
По свидетельству других документов, сын Ивана Грозного скончался от продолжительной болезни. Современная экспертиза останков царевича
установила смертельное количество ртутного яда. Ртутные вещества в те времена использовались для косметических и лекарственных средств.
10 - Вячеслав Шварц, «Иван Грозный у тела убитого им сына»
Ивану Грозному накануне смерти являлся призрак сына - «…лежа на одре в беспамятстве, Иоанн громко звал к себе убитого сына, видел его в воображении, говорил с ним ласково…» - пишет историк Карамзин.
11 - Михаил Клодт, «Иван Грозный и тени его жертв»
По верованиям древних египтян душа умершего может возвращаться в наш мир через изображения. Говорили, что реалистичные работы художника для картины привлекли тень Ивана Грозного.
12 - Григорий Седов, «Царь Иван Васильевич Грозный любуется на Василису Мелентьеву»
Картина «Иван Грозный…» имела успех, но были попытки запретить полотно к показу. Шел 1885 год - прошло четыре года с момента трагической гибели императора Александра II от рук террористов в 1881 году. Власти опасались провокаций, этим и воспользовались недоброжелатели Репина, занимавшие должностные места в «цензурных комитетах».
13 - Николай Неврев, «Опричники»
Говорили, будто картину пытались запретить не по политическим, а суеверным соображениям. Вдруг тень Рюриковича новое зло над Романовыми сотворит.
14 - Константин Маковский, «Смерть Ивана Грозного»
Репин приступил к работе над картиной в феврале 1881 года, а в марте 1881 погиб Александр II. Сам Репин вспоминал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности, но к ней страшно было подходить - не сдобровать!…»
15 - Василий Пукирев, «Иван Грозный в молельне»
Будто тень Ивана Грозного преследовала его: «Как-то в Москве в 1881 году я слышал новую вещь Римского-Корсакова - „Месть“. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване».
16 - Для царя Ивана Грозного Репину позировали художник Григорий Мясоедов и композитор Павел Бларамберг
Гнев призрака Ивана Грозного настиг музейного хранителя и помутил его рассудок. Жертвами проклятье Ивана Грозного стали заказчики портретов, которые Репин написал в роковой 1881 год. Композитор Модест Мусоргский умер во время работы Репина над портретом. Хирург Николай Пирогов умер через месяц после завершения Репиным его портрета.
17 - Илья Репин, «Композитор Модест Мусоргский» и «Хирург Николай Пирогов»
В 1903 году Илья Репин завершил монументальную картину «Торжественное заседание Государственного совета». А в 1905 случилась Первая русская революция, в ходе которой многие государственные чиновники, запечатлённые на картине, сложили головы. Так, бывший генерал-губернатором Москвы великий князь Сергей Александрович и министр В.К. Плеве были убиты террористами.
18 - Илья Репин, «Торжественное заседание Государственного совета»
Когда Репин писал портрет П.А. Столыпина, после первого сеанса он сказал друзьям: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции…» Как только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где и был убит.
19 - Илья Репин, «Портрет П.А. Столыпина»
29 января (16-го по старому стилю) 1913 года двадцативосьмилетний старообрядец Абрам Балашов, постоянный посетитель Третьяковки, бросился к картине Ильи Репина, перескочил через ограждение и со словами «Довольно смертей, довольно крови!» три раза
полоснул её ножом, испортив лица Ивана Грозного и его сына. Служитель галереи немедленно задержал преступника и вызвал полицию. Молодой человек оказался иконописцем, старообрядцем, сыном крупного мебельного фабриканта. После допроса полицейские сочли задержанного ненормальным и поместили в покой для душевнобольных.
20 - Журнал Искры № 3, Воскресенье, 20 января 1913 г.
Происшествие повергло общество в шок. Хранитель галереи Егор Хруслов бросился под поезд, и его самоубийство связали с порчей репинского полотна. Сам Репин, увидев изуродованную картину, начал метаться: «Боже, какой ужас, какое несчастие... Что же это такое? Да ведь это же непоправимо». Газеты подробно освещали ход расследования, сообщая читателям горячие факты о личности Балашова и мотивах его поступка. Жители Петербурга за месяц раскупили все открытки с репродукцией картины, а оптовые торговцы, получив вал заказов из провинции, подняли цену в два раза.
21 - Хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов
Однако ущерб оказался поправимым. Реставратор Дмитрий Богословский смог починить повреждённый холст, после чего Илья Репин заново написал потерянные фрагменты. На восстановление полотна ушло чуть больше месяца. Сам Абрам Балашов, проведя три недели в Алексеевской психиатрической больнице (впоследствии знаменитая «Кащенко»), был признан душевнобольным и вышел на свободу.
22 - Андрей Шишкин, «Царь Иван Грозный»
Инцидент дал богатую пищу для спекуляций: одни смогли вспомнить, что картину запретил выставлять покойный император Александр III, другие - порассуждать о религиозном фанатизме. Нашлись защитники и у Балашова. Поэт Максимилиан Волошин заявил, что картину нельзя демонстрировать без возрастной маркировки. «В то время как новая живопись, начиная с импрессионизма, реалистична, творчество Репина остаётся натуралистическим, - утверждал Волошин. - А натурализм при изображении ужасного только повторяет несчастные случаи, копируя их».
23 - Андрей Шишкин, «Прав ли я?»
«Не Репин - жертва Балашова, а Балашов - жертва репинской картины! - патетически восклицал поэт. - За 30 лет картина Репина принесла много вреда. И надо закончить дело, начатое Балашовым (не в смысле физического уничтожения картины, конечно). Ей не место в национальной картинной галерее! Третьяковская галерея поступила бы благоразумно, если бы пожертвовала её в большой паноптикум!.. В отдельную комнату с надписью: "Вход только для взрослых!.."»
24 - Андрей Шишкин, «Царь Иван»
Прошло 105 лет. 26.05.18. один из посетителей
прорвался к картине Репина и несколько раз ударил по ней металлическим столбиком ограждения. Стекло разбилось, осколки порезали холст в трех местах на фигуре царевича. От падения сильно пострадала авторская рама. Изображения лиц и рук царя и царевича - не пострадали.
25 - Андрей Шишкин, «Царь Иван. Последний бой»
Мужчина, повредивший полотно Ильи Репина заявил: "Приехал посмотреть на нее. В восемь вечера зашел, уже хотел было уходить, в буфете выпил 100 г водки и чего-то: Водку не пью, вот и накрыло", - признался он, подтвердив, что нанес удары по картине стойкой. Против вандала возбудили уголовное дело.
26 - Андрей Шишкин, «Иван Грозный»
Недавно патриотически настроенные культурные деятели
обратились с открытым письмом министру культуры России Владимиру Мединскому и директору Третьяковской галереи Ирине Лебедевой. Среди подписантов - председатель оргкомитета "Народного движения "Святая Русь" Василий Бойко "Великий"; историк, профессор СПбГУ Игорь Фроянов; директор Русского культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого Анна Бойко "Великая"; историк, общественный деятель Леонид Болотин; руководитель издательства "Царский дом" Ксения Лебедева; адвокат Алексей Аверьянов.
27 - Надгробия царя Ивана IV Васильевича Грозного, царевича Ивана Ивановича и царя Федора Ивановича (слева направо)
Авторы письма называют картину мерзкой, клеветнической и ложной как в своем сюжете, так и его живописном воспроизведении, так как, по их словам, современной исторической наукой твердо установлено, что первый русский царь Иоанн не убивал своего сына.
28 - Дмитрий Шагин, «Митьки приносят Ивану Грозному нового сына»
Движение в поддержку Иоанна IV ширится и крепнет. Группа общественных деятелей
предлагает убрать лживую картину из Третьяковки. В настоящее время в России среди патриотических околоцерковных кругов набирает обороты движение о
причислении «благоверного царя великомученика» Иоанна Грозного к лику святых.
29 - Святой Благоверный Царь Иоанн Васильевич IV, Грозный для врагов Православной Христовой Веры, Богом установленного Царского Самодержавия и Русского Богоизбранного Народа
Все картинки взяты из Сети. Текст составлен по десятку разных источников, за их достоверность я не ручаюсь.Если у вас другая информация, не факт, что она истинная.