Легенды Пречистенки. Усадьба Охотниковых (Гимназия Поливанова)

Nov 20, 2018 08:01

Усадьба Охотниковых - усадьба в Москве по адресу улица Пречистенка, дом 32/1. Объект культурного наследия федерального значения. Усадебный комплекс включает в себя главный дом (строение 1), два флигеля (строения 2 и 3) и два служебных корпуса (строения 7 и 8). Этот дом более известен как гимназия Поливанова.



Если идти по Малому Левшинскому переулку, то в пяти шагах от Пречистенки обязательно увидите выразительную картинку: уцелевшую половину ворот, миновав которую, можно попасть во двор величественного трехэтажного особняка, что числится домом № 32 по Пречистенке. И здесь вы неожиданно оказываетесь в странном, истинно старомосковском пространстве, удивительно контрастном даже нынешней Пречистенке, далеко не самой шумной из центральных улиц Москвы.



Двор замыкают два исключительно живописных полукруглых, двухэтажных строения, верхние этажи которых деревянные, а низ - открытая аркада на белокаменных колоннах. Галерея завалена старой мебелью, санками, вениками, прямо отсюда - двери в квартиры. Между домами «схоронилось» странноватого вида зданьице, в котором вряд ли кто теперь угадает остатки домовой церкви.



Уцелели, на удивление, и закрепленные на главном доме старые фонари, и потемневшие от времени львиные морды, безучастно взирающие на редких прохожих. О том, что чужие здесь появляются нечасто, свидетельствует спокойно вывешенное жильцами белье и предметы домашнего обихода прямо на улице. Лишь в последнее время стали появляться здесь экскурсанты, в основной массе своей почитатели творчества Булгакова.



Между тем двухэтажные полукруглые дома, в одном из которых до сих пор живут, в другом, отреставрированном не так давно, поместились художественные мастерские, по сути, бывшие одноэтажные конюшни, часть большой классической усадьбы. Усадьба эта была перестроена, точнее, возведена заново в классическом стиле вскоре после пожара 1812 года, на месте сгоревшей старой усадьбы Талызиных. Вся новая застройка была каменной. Главный Т-образный дом, что стоит по красной линии Пречистенки, строился с 1817 по 1820 год; по некоторым данным, автором проекта является известный архитектор Ф.К. Соколов - один их тех, кто восстанавливал Москву.



Усадьба для нового владельца, гвардии корнета Павла Яковлевича Охотникова, получилась величественной, почти дворцом. Уличный фасад главного дома был украшен восьмиколонным портиком, поставленным на цоколе и увенчанным фронтоном с лепниной в тимпане. Арочные проезды по сторонам дома во двор, флигели, дворцовые службы во внутреннем дворе (конюшни, каретный сарай), домовая церковь.



В 1879 году усадьба перешла к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они и владели ею вплоть до 1915 года (по некоторым данным - вплоть до революции). Однако не купец прославил этот дом, а тот, кто арендовал его в 1882 году (первое упоминание в Адрес-календаре Москвы).



«В семидесятых годах прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени - Софьей Александровной Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым - были учреждены в Москве в районе Пречистенки две гимназии: Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали к Арсеньевой. Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся знали друг друга и, начиная с 6-го класса, между ними возникали юношеские романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика А.А. Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль почтового голубя». (Из воспоминаний Т.А. Аксаковой).



Частные гимназии начали открываться в России с 1856 года, в 1871-м правительством была определена система гимназического курса. Мужскую гимназию Лев Иванович Поливанов учредил вместе с коллегами из 4-й гимназии, где он преподавал русскую словесность в 30-летнем возрасте. В 37 лет он вышел в отставку и полностью посвятил себя гимназии. Кстати, преподаватели именно этой гимназии прославились своими новыми учебными программами, именно здесь учителя работали по 20 и более лет.



Плата за обучение была высокой: по воспоминаниям бывшего воспитанника В.К. Икова, 180 рублей в год в младших классах, 250 - в старших (против 50 рублей в казенных учреждениях). Естественно, что учились в частной гимназии дети именитых и богатых родителей, в основном дворянского сословия. Но, получив завидное образование, дети состоятельных родителей не превращались в бездумных прожигателей жизни. Напротив, выпускники Поливановской гимназии известны были по всей России и - даже - по всему миру!



Гимназия занимала главный, трехэтажный дом. Из-за расположившегося в особняке учебного заведения, помещения второго этажа, где размещались классы, были перепланированы. Тогда же была встроена ажурная чугунная лестница, украсившая собой парадный вход. Нижний этаж заняли гардеробная, служебно-хозяйственные помещения и учебные кабинеты. На втором располагалась квартира Поливанова, основные классы, двусветный рекреационный зал с мраморными колоннами, за которыми помещались гимнастические снаряды и учительская.



На третьем этаже были дортуары, столовая для пансионеров и две учебные комнаты, где занимались ученики 1-3-х классов. Во время большой перемены их сводили всех вниз, в общий зал, где они и проводили время под присмотром старшего надзирателя. Каждый урок длился 50 минут, затем десятиминутная перемена и в 12 часов объявлялась большая, часовая перемена. В гимназии не было обязательной униформы и не нужно было «творить» молитву в общем зале. Как удалось Поливанову разрешить такие вольности, не понятно.



В своей гимназии Л.И. Поливанов собрал очень сильный преподавательский состав. Так, в последних классах логику преподавал философ и психолог, профессор Л.М. Лопатин, латынь - профессор М.М. Покровский, историю - Ю.В. Готье, впоследствии академик. Л.И. Поливанов также привлек физика-философа Н.И. Шишкина и словесника Л.П. Бельского.



Духовным и творческим центром стал сам директор, «не человек, а какая-то двуногая, воплощенная идея гениального педагога». Л.И. Поливанов вел латынь в первом классе, а русский язык и словесность начиная со второго и до самых старших классов.



В гимназии царил культ А.С. Пушкина; сам директор мастерски читал стихи своего любимого поэта. Сын Л.Н. Толстого, Лев, писал сразу после смерти Л.И. Поливанова в 1899 году: «Кто из нас не помнит, с какой любовью, с каким пониманием Л.И. Поливанов, может быть, в сотый раз в жизни, но все с той, же свежестью чувства читал перед нами какое-нибудь стихотворение Пушкина».



Славу гимназии составлял шекспировский кружок, руководителем и главным режиссером которого был все тот же Л.И. Поливанов. Вначале кружок занимался изучением творчества В. Шекспира и постановками отрывков из его трагедий силами гимназистов. Затем кружок стал очагом шекспировского культа в Москве.



Из стен Поливановской гимназии вышли очень многие известные люди, среди них писатели, философы и поэты - Владимир Соловьев, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Сергей Эфрон, Андрей Белый (посвятивший гимназии целую главу своих воспоминаний), Максимилиан Волошин, художник Александр Головин, чемпион мира по шахматам Александр Алехин. Сюда же отдал учиться своих сыновей и Лев Николаевич Толстой. Говорили, что он приходил в гимназию и спорил в коридорах с преподавателями о русской словесности.



В 1897 году гимназист 6-го класса Борис Бугаев (позже Андрей Белый) совершил ужасный проступок - он прогулял 50 учебных дней, почти целую четверть, без уважительной причины. По дороге в гимназию он попал под ливень, и спрятался от него в читальне Островского, нашел там книгу Генрика Ибсена, и пропал. Потом попался Достоевский, Тургенев, Гете, Гегель, и ученик день за днями проводил в читальне. Так прошло 50 дней, и настал час расплаты. Реакция строгого директора потрясла Белого. Поливанов его не выгнал, и только сказал: «Ничего-ничего, не горюйте, Бугаев. Кажется, вы себя нашли».



Был в школе и другой странный персонаж, нелюдимый и замкнутый. Вот что писал про него сидевший с ним за одной партой Георгий Римский-Корсаков: «Он присутствовал на уроках, но не жил интересами класса». Мальчика звали Александр Алехин (именно Алехин, распространённое написание и произношение «Алёхин» ошибочно), первый непобеждённый чемпион мира по шахматам. Учился он блестяще, помогала феноменальная память, но на всех уроках он занимался только своими шахматами. Исчертив ими все свои тетради, Алехин бесцеремонно воровал бумагу у Римского-Корсакова. Поливанов, увидев в нем что-то особенное, просто закрывал глаза на все его странности.



Учился здесь и выдающийся художник Александр Головин, но, не закончив школу, ушел из 6-го класса. Дело было так. На одном уроке он, по обыкновению, валял дурака и разрисовывал учебники картинками к «Портрету» Гоголя. Его сосед по парте показал эту книгу директору. Головин от страха забился под парту. Но Поливанов неожиданно сказал ему: «Зачем тебе науки? Тебе надо в художественное училище!» - и написал Головину рекомендательное письмо. А книгу с рисунками оставил себе на память.



После смерти Льва Ивановича Поливанова в 1899 году учебное заведение возглавил его сын, Иван Львович. Постепенно гимназия стала утрачивать знаменитый поливановский дух. Некому уж было устраивать из урока спектакль, не стало прежней души у любительского театра, т.н. «шекспировского кружка». Да и ратовать за не самых прилежных, но умных учеников тоже стало некому.



В 1915 году дом переходит богатой лесопромышленнице В.И. Фирсановой. При ней он перестраивается по проекту архитектора А.И. Таманяна, который переделывает интерьеры второго этажа, фасады. Арочные проезды во двор закладывают еще раньше - где-то в конце XIX века. Вновь устраивается концертный зал: эстрада в виде греческого портика, кариатиды между окнами второго этажа (росписи принадлежат кисти художников А.Е. Яковлева и В.И. Шухаева). Каменная ограда, от которой, кстати, и сохранилась половина нынешних ворот, также была поставлена Таманяном.



В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная Академия художественных наук (ГАХН). А с конца 1924 года здание на Пречистенке довольно крепко уже связано с именем Михаила Булгакова.



Михаил Афанасьевич был знаком со многими сотрудниками ГАХН, ставшей своего рода последним оплотом русской интеллигенции. Здесь работали филолог Николай Лямин (заведующий кабинетом теоретической поэтики), философ и литературовед Павел Попов, историк Александр Габричевский, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников, которому Петербург обязан Музеем Пушкина на Мойке, а Москва - музеем дворянского быта на Собачьей площадке, и другие известные люди.



Оставило время свой след и на поливановском доме. В 1930-х годах полукруглые конюшни (в Москве, по мнению краеведов, таких больше не найти) были надстроены вторым этажом и приспособлены под жилье. В 1963-м главный дом реставрировался. Теперь в доме по Пречистенке помещается Детская художественная школа № 1 имени В. Серова и Детская музыкальная школа № 11 имени В. Мурадели. В строении 2 последние 30 лет находилась творческая мастерская Саввы Ямщикова, в строении 7 - мастерская академика, живописца, монументалиста Олега Филатчева.



В начале 2010 года разразился скандал. Преподаватели и ученики Художественной школы им. В. Серова просили московские власти и патриархию срочно вмешаться в ситуацию, грозящую, по их мнению, «гибелью» этому учебному заведению - передавал Интерфакс. По информации агентства, они обратились с открытым письмом, в котором просят защиты от действий преподавателя-священника, который пытается сломать в школе академическую систему обучения, заменив ее на «ново-русскую» концепцию. Один из авторов письма утверждает, что сама постановка вопроса звучит «как если бы кто-то предложил, в Большом театре заменить классический балет на народные танцы с уклоном в православную религию и древнерусское искусство».



Ниже на фото - настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцево отец Михаил Малеев, преподаватель-священник.



Частично материал взят с сайта «Москва, которой нет».

московские легенды, Пречистенка, усадьба Охотниковых, гимназия Поливанова

Previous post Next post
Up