"Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы подымались по реке,
И небо развернулось пред глазами...
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке." (Арсений Тарковский)
Ничего нового для любителей М.А. Булгакова я не напишу, подобные темы поднимались сотни раз, просто подборка фотографий из многочисленных поездок по Москве с небольшими комментариями и цитатами.
"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина."
А, кстати, почему Воланд впервые появляется именно здесь, а, скажем, не в Орехово-Борисово? История гласит, что в древности это место называлось Козьим болотом, где паслись козы, а козёл, как известно, является символом дьявола. А ещё в более глубокой древности, когда и Москвы-то никакой не было, здесь на болоте располагалось капище одного из древних языческих богов, которому приносились кровавые жертвы, местами человеческие, и жертвам отрезали головы... Правда это или нет, уже никто не скажет, история наука очень неточная.
Намного позже уже в 17 веке патриарх Иоаким место это освятил, болото осушил и приказал расположить тут три пруда, два из которых потом были засыпаны, и остался всего один, который потом был переименован в Пионерский. Но москвичи до сих пор говорят "Патриаршие".
Вот этот ресторанчик, который на моей памяти постоянно меняет название, неразрывно связан с Патриаршими и фигурирует во многих фильмах, например, в фильме "Мур есть Мур три" здесь располагают кафе "Привал странников".
И когда нечистая сила во всех фильмах или на рисунках шастает по прудам, этот ресторанчик так или иначе мелькнёт.
"Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной."
Конечно, скамейки располагаются лицом к пруду, чтобы люди им любовались. Наша парочка сидела на одной из этих скамеек, скорее всего на ближайшей, потому что она ближе всего к ларькам.
Теперь уже над ней повесили предупредительный знак, чтобы люди не были такими доверчивыми.
За их спинами располагалась Малая Бронная.
Но они никак не могли сидеть спиной к Патриаршим, как можно увидеть в сериале Владимира Бортко.
Я полагаю, что художники изображали неправильно стоящие лавочки по одной простой причине - чтобы были видны и лица персонажей, и пруд.
"Берлиоз не стал слушать попрошайку и ломаку регента, подбежал к турникету и взялся за него рукой. Повернув его, он уже собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет: загорелась в стеклянном ящике надпись "Берегись трамвая!". Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал."
Вот это место, перед домом "Патриарх".
Если стать лицом к Крылову, турникет находился справа от него.
Ходил там трамвай или не ходил, но безусловно мог. Скажем вот такой.
А сейчас трамвай "Аннушка" ходит по Чистым прудам. Вот он на том же месте, которое мы видели в теме про фильм "Покровские ворота".
Прототипом Аннушки была соседка Булгакова из комнаты напротив, бич всей коммунальной квартиры №50 - склочная, сварливая и скандальная Анна Горячева, которую все называли «дура с Садовой».
"Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Дом назывался "домом Грибоедова" на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя - Александра Сергеевича Грибоедова. МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать."
"Дом Герцена" находится по адресу Тверской бульвар, д.25. Здесь в 1812 году родился А. Герцен, который провел в доме первые 5 месяцев своей жизни. Сейчас здесь расположен Литературный институт имени Горького. А ранее здесь была Российская и Московская ассоциации пролетарских писателей. Здесь выступали А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский. Кроме этого, в здании находились литературный музей и ресторан. Во дворе здания был открыт памятник А. Герцену работы скульптора М.И. Мильбергера.
Теперь найдём театр "Варьете", который фигурирует в романе. Сейчас здесь Театр Сатиры. В начале века на этом месте был цирк Никитиных, который позже превратился в Мюзик-холл. Если перейти на другую сторону Садового, мы увидим торчащий из серой бетонной коробки купол прежнего цирка.
Именно из-под этого купола сыпались когда-то волшебные червонцы.
К Театру Сатиры вплотную примыкает небольшой сад «Аквариум». В него выходили окна кабинета финдеректора Римского. В саду нам тоже может померещиться какая-то чертовщина с рогами, но это всего лишь безобидный фонтан "Сатир".
Но для нас наибольший интерес представляет туалет в углу сада. Именно здесь Азазелло и Бегемот сперва лупят, а потом похищают Ивана Савельевича Варенуху.
"Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж."
Лавочку, где Маргарита познакомилась с Азазелло, точно вычислить невозможно, но наверняка в Александровском саду лицом к Манежу.
Но уж никак не возле Новодевичьего монастыря, откуда Манеж не может быть виден.
А вообще, не знаешь точно место, рисуй просто травку и не ошибёшься.
Невероятно, но дом, где жил булгаковский Мастер, цел до сих пор, и резко выделяется на фоне ближайших каменных домов. Он находится под номером девять в Мансуровском переулке.
Когда-то в этом дом жили друзья Булгакова: драматург Сергей Ермолинский и художник Сергей Топленинов. Ермолинский занимал весь первый этаж особняка, а подвальчик же, тот самый, в котором жил Мастер, занимал Топленинов. Булгаков частенько захаживал к ним в гости.
Куда может вести эта дверь в стене рядом, мне неведомо. Её размеры таковы, что моя крохотная половинка, сидя рядом, всё равно выше её.
Во двор не войти, железные ворота заперты (да оно и немудрено, учитывая количество поклонников Булгакова).
Но я как-то засунул объектив в щель и сфотографировал окно в подвальчик, в который Маргарита стучалась носком туфли.
Интересно было бы узнать, что сейчас в этом подвальчике.
Что ж, поехали искать дом Маргариты. Многие исследователи полагают, что это был особняк Саввы Морозова на Спиридоновке, д. 17 (сейчас тут Министерство иностранных дел). Савва Морозов был влюблён в актрису Марию Андрееву, один из прототипов Маргариты, но известному промышленнику и меценату она предпочла писателя Максима Горького.
Второй претендент - Малый Ржевский переулок, д. 9, на пересечении с Хлебным Это дом архитектора Соловьёва. До замужества здесь проживала будущая жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская.
Ещё есть мнение, что Маргарита жила на Остоженке д. 21, в доме Кекушева (сейчас здесь посольство Египта). Дочь Льва Кекушева, Мария, стала гражданской женой артиста Малого театра Сергея Топленинова, друга М.Булгакова. Пара поселилась как раз по адресу Мастера - в Мансуровском переулке, то есть совсем рядом.
Есть ещё кандидаты на дом Маргариты, например, Малый Власьевский переулок, д.9. Месторасположение переулка идеально подходит под описание, данное в романе. Кроме того, третья жена писателя Елена Сергеевна рассказывала о географических прообразах адресов романа и назвала этот дом в Малом Власьевском.
Почитатели «Мастера и Маргариты» устремились к дому № 9 этого переулка и, не обнаружив ни малейшего сходства, нашли его в соседнем доме № 12.
Но этот дом одноэтажный, и из него было бы не удобно вылетать на индивидуальном транспортном средстве. Кстати, домработница Наташа это певица Наташа Королёва.
Дом Драмлита Булгаков перенес из Лаврушенского переулка на Арбат, на Большой Николопесковский переулок. Но описан в романе именно этот дом, где жили официальные, номенклатурные писатели и критики, в числе коих и некий Литовский, стараниями которого были запрещены пьесы Булгакова, прообраз критика Латунского, квартиру которого разгромила Маргарита.
"Её внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз, и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита»."
Ещё один кандидат на дом Драмлита - доходный дом купца Филатова на Арбате, называемый также «Дом с рыцарями». Есть версия, что статуям рыцарей на этом доме Булгаков обязан идеей сделать Коровьева рыцарем.
"Примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот."
Последние похождения Коровьева и Бегемота в магазине "Торгсин" происходят явно в бывшем Смоленском гастрономе, по адресу Арбат, д.54. Слово "торгсин" - это сокращение от словосочетания " торговля с иностранцами". Позже эти магазины стали называть "Берёзка".
Дом, в котором происходили основные события романа выглядит вот так. У Булгакова он расположен по адресу Садовая 302-бис, ныне - Большая Садовая, д.10.
Сейчас здесь находятся два музея - "Булгаковский дом" на первом этаже и "Нехорошая квартира" на четвёртом. Но по ним будут отдельные две темы.
Ну и последнее, это то самое место, где сидели Воланд и Азазелло, любуясь Москвой, перед своим отбытием. Это знаменитый Дом Пашкова на Моховой / Воздвиженке.
"На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами."
В теме были использованы идеи специалиста по Булгакову Сергея Литвинова, а также иллюстрации Елены Мартынюк, Жана Лурьё и "Ретроателье". Возможно, кого-то я не упомянул, но найти авторов уже не представляется возможным.
Булгаковские темы:
По следам Булгакова. Мастер и Маргарита По следам Булгакова. Булгаковский дом По следам Булгакова. Нехорошая квартира