Nov 13, 2011 01:02
На выставке Марины Абармович "В присутствии художника" я познакомился с таким видом искусства, как перфоманс. В целом впечатление об этом своеобразном явлении в искусстве у меня сложилось двоякое, но положительное. С одной стороны, единичный перформанс нельзя рассматривать как искусство, потому как для зрителя он практически ничего не несет. Например какой смысл в видео, где человек разбегается, натягивая резинки, которые потом его возвращают на место, при этом рядом стоит автор перфоманса. Или видео, где два человека проходя мимо (обнаженными естественно), задевают друг друга плечом. Но с другой стороны, если взглянуть на представленные ролики в целом, в их многообразии и разноплановости - все это создает особую своеобразную картину, которая воспринимается целиком. Это картина отражает внутренний мир Марины Абрамович и ее близкого друга Улая.
В каждом из перфомансов, мы видим практику, в которой Марина испытывает себя, познает свои грани. Но по видимому присущий художнице эгоцентризм, заставляет выражать все это публично. Перфоманс "Энергия покоя", в котором Улай держит лук со стрелой, направленной прямо в сердце Абрамович, оба балансируют удерживая лук с натянутой тетивой, если Улай ослабит хватку - стрела убъет Марину - это сильная психологическая практика, которая позволяет достичь выского уровня доверия у участников сцены.
Некоторые перфомансы показывают увлечения Марины медитациями и мистикой. Так например, "обнаженная со скелетом", в которой обнаженный участник перфоманса лежит под скелетом - постигает грани своего страха смерти. Есть такие практики, которые направлены на достижение новых состояний - например перфоманс, в котором Марина и Улай дышат в друг друга в течении 10 минут пока, не начинают терять сознание. Это исключительно внутренняя работа, для зрителя это не несет смысла, если только он (зритель) не захочет повторить перфоманс как психологическую практику.
Или работа "точка контакта" - два человека стоят напротив друг друга (на сей раз одетыми), соприкоснувшись указательными пальцами в течении долгого времени. По замыслу художницы - в этот момент должны участники перфоманса чувствовать ауру и энергию друг друга. Отличная практика, но искусства в этом так же нет.
Искусство во всем этом проявляется всего лишь в целостном восприятии всех перфомансов сразу, которые автор опубликовал, благодаря свойственному эгоцентризму, эксгибиоционизму и мазохизму.