О личности.

Oct 10, 2010 15:25

Итак, личность начинает строиться. Здесь мы входим в...тёмный лес. Потому здесь я попробую коротко рассмотреть лишь общие концепции и механизмы. Личность формируется как результат:
а)Направления внимания и соответствующей двойственности "беспомощность" - "всесилия"
б)Преобразования направления внимания в борьбу
в)иллюзорной необходимости в том, чтобы множить двойственности.
г)Постоянно возникающих фрустрационных ситуаций в связи с невозможностью (уж при таком пути развития так точно) достижения состояние целостности.

Дальнейшее дробление во многом определяет черты характера, акцентуации, сильные-слабые стороны человека, его дальнейшее состояние здоровья, степень его свободы, а также, вообще говоря, всю его дальнейшую судьбу. В первую очередь потому, что сам человек будет притягивать к себе процессы, призванные привести его к целостности. Здесь, кстати, заложена одна такая познавательная двойственность - "свобода" - "детерменизм". По большому счёту, чем целостнее человек, тем он свободней. Но, прошу заметить, что всяческие навязчивые желания возникают именно из двойственностей, а, значит, свободный и целостный человек - это не человек, который делает то, что он хочет или не хочет. Скорее, это человек, являющийся каплей в океане, существо, вибрирующее на единой частоте с миром, сопричастное мировой эволюции, и не имеющее с этим противоречий. Такой человек - человек-процесс, нежели человек-личность, для него не страшно состояние самозабывание, пустотности. И у этого человека нет противоречий между наблюдением и направлением внимания. Между деланием и не-деланием. Это именно человек-процесс, перетекающий из одного состояния в другое, из одного полюса двойственности в другой, в зависимости от настоящего момента.
Здесь было бы уместно привести следующий отрывок из книги Владимира Каргополова: "Выдающийся мастер китайских боевых искусств Сунь Лутан (1861-1932) известен как знаток всех трёх внутренних стилей у-шу (Синь-и цюань, Тай-цзи цюань и Ба-гуа чжан). Стиль Тай-цзи цюань, разработанный Сунь Лутаном, был им подробно изложен в книге «Сунь Ши Тай-цзи цюань». Изложение своего комплекса (тао) Тай-цзи цюань, старый мастер начинает с описания стойки Беспредельности (У-Цзи), которая является первым и наиболее важным упражнением всей последовательности:
«Стойка осознания Беспредельности. В исходном положении проводится медитация стоя (У-Цзи). Это самая важная часть всей формы и всех упражнений. С неё всё начинается и ею всё заканчивается. Поза способствует самозабыванию. Отказавшись от себя, по-настоящему владеешь собой. Именно в стойке достижения состояния Беспредельности рождается новое качество сознания. Все мысли и желания отбрасываются. Остаётся То, что не может быть выражено словами, То, что называют Великой Пустотой. Ключевой нотой этого состояния является Торжественность. Торжественность сопричастности мировой эволюции. Ведь, занявшись Тай-цзи цюань, вы становитесь на путь самосовершенствования. Это высокое состояние должно проходить красной нитью через все ваши занятия. В нём находим прибежище, когда нахлынет суета. Так не забудем о Беспредельности в достижении Великого Предела - Тай-цзи. В этой стойке можно и нужно найти гораздо больше, чем возможно описать в самых больших книгах».
И действительно, только выйдя за пределы "себя", действительно владеешь собой. Только взглянув на какое-либо явление или процесс со стороны, понятны все его ракурсы, все его особенности.

Человек же, отличающийся от человека-процесса, неминуемо чувствует множество внутренних противоречий и фрустрации. Оно и понятно, исходя из того, каков механизм формирования личности с точки зрения двойственностей и процессов. Дальнейшее дробление целостного организма - это тёмный лес. Описать полностью человека с помощью определённых категорий оказывается невозможным по природе информационных процессов, природе управления информации.

аще всего вопрос управления информацией тесно связан с вопросом адекватной категоризации. А этих категорий можно придумать огромное множество разных вариантов, и все в тот или иной момент при той или иной поставленной задаче, будут иметь место быть. Вопрос лишь в том, какая категоризация на данный момент адекватна, какой гештальт является адекватным. Внутренняя болтовня будет работать только с известными категориями и идеями, к которым она привязана, и никак иначе. Грубо говоря, в каждый определённый момент, для работы с той тьмой размножившихся двойственностей-поддвойственностей, понадобится своя, адекватная данному моменту, категоризация.

Описывая становление личности как процесс (а вообще говоря этот процесс может происходиьт всю жизнь), следует иметь в виду, что личность человека состоит из противоречий, разрешающихся путём дальнейшего дробления, размножеиия сущностей. Во-вторых, она связана с процессами, сопровождающими эти статические полюса. Процессы эти можно назвать эгозащитными механизмами. Их, на самом деле, может быть огромное множество, насколько человеческой изобретательности и изворотливости хватит. Все они идут, по своей сути, из двух базовый двойственностей и двух базовых процессов (процессы, венчающиеся в своём противоречии, в рождении процесса борьбы с теми или иными полюсам двойственности). Фактически, все эгозащитные механизмы идёт из борьбы.
Отдельно хотел бы остановиться на ЭЗМ вытеснении и проекции.
Вытеснение и его разновидности, на мой взгляд, может иметь характер не только отчуждения непозволительного или нежелательного, но и совершенно механическое "невидение" двойственностей более высокого порядка, находящихся на мета-уровне. Именно по той причине та часть мета-двойственностей, не попадающая в ареал "актуальной", т.е. двойственности, находящейся в пределах досягаемости сознания, систематически "не видится", забывается, не понимается. Более того, именно исходя из актуальных двойственностей, человек будет задавать вопросы, ставить вопросы по жизни, и направлять в эти вопросы внимание. Отсюда вывод: хочешь узнать о человеке? Обрати внимание на то, КАК он ставит тот или иной вопрос. По большому счёту, все логически цепочки, которые человек строит, будут определяться относительно того, как он сам себе задаёт те или иные вопросы, куда направлено его внимание.
Таким образом, мы приходим к вопросу о целесообразности господства логики и рационального мышления.
Проекция же является также одним из основных ЭЗМ, приводящая к "потере личности". Прошу заметить, что потеря личности - совсем не синоним адекватности, человека-процесса. Скорее, это синоним "человека-никакого" и "человека-посредственности".
Previous post Next post
Up