Oct 10, 2010 13:36
О рождении.
Начнём с начала. Собственно, с рождения. Я, конечно, не знаю, может самое начало вовсе не в рождении, а уже в зачатии, но туда я пока соваться не буду.
Первое, с чем мы встречаемся - это огромный новый мир. Вернее, мы-то не очень понимаем в тот момент, что это - мир. Но что-то вокруг происходит независимо от нас, и, судя по всему, этот процесс - не очень-то и контролируем тем, что мы можем назвать "собой". Что именно мы тогда называем собой? Знать наверняка не могу, но врядли это даже собственное тело на тот момент - моторные функции неразвиты, сами мы находимся в абсолютно беспомощном положении перед тем, что там происходит и тем, что над нами совершают. Вообще говоря, это очень резкая смена обстановки после утробы матери. Там мы, скорее, ощущаем себя единым организмом с внешним миром. Здесь же - совсем другая картина.
Итак, мы родились, и замечаем такую вещь: какие-то процессы мы контролируем - движения рук, ног, собственный крик. Какие-то - нет, они поисходят независимо от нас, от нашего ощущения тела, так сказать. А это - единственно, по большому счёту, что у нас есть на тот момент - ощущение собственного тела. Удивительно, правда, что позже, мы даже это частично теряем, взрослея.
Таким образом, появляется первое раздвоение, первая пара двойственностей. Я бы не стал определять двойственность как пару противоположностей типа "горячо" - "холодно". Скорее это два отдельно взятых состояния, или же явления, имеющие между собой некую интуитивно-понятную, но не всегда чёткую, границу. Кстати, именно по этой границе и идёт взаимодейтсвие между этой парочкой.
Итак, мы имеем первую двойственность: "Я" - "мир", или же, говоря антитезисом (это, пожалуй, в этом случае будет несколько более уместно), "Я-неЯ".
С неё всё начинается. Ею, в общем-то, всё и заканчивается. Кстати, я связываю христианское понятие "первородный грех" именно с этой двойственностью.
Ребёнок, надо сказать,в это время - абсолютно беспомощное существо. Над ним что-то колдуют, а он, разве что, ножками да ручками дрыгать может, глазками шевелить, мышцами лица. Из звуков способен издават разве что какие-то крики всех мастей. И, с появлением первой двойственности, совершенно естественным образом появляется первый процесс - наблюдение. В общем-то, в беспомощном состоянии особенно ничего другого и не придумаешь. Начинаешь смотреть, ощущать как можешь, слышать,, как можешь и всё, что можешь - всё, что находится в пределах досягаемости, наблюдать всё, что есть в поле своего сознания. То, как приходят мама, пама, уходят мама, папа. Как появляется парк, и исчезает. Как появляется твоя игрушка-медвежонок, и исчезает, после чего ты закрываешь глаза, крепко спишь (хотя, вообще говоря, ты не знаешь о том, что спишь), и вообще говоря весь этот "мир" (хотя что такое мир? Ты ведь ещё слов-то не знаешь!), исчезает. Вот так вот вся тьма вещей приходит и уходит. И мы не можем сделать ничего, кроме как наблюдать за этим.
Итак, мы имеем первую двойственноть: "Я"-"Мир", и первый же процесс - процесс наблюдения.
Далее, моторные функции ребёка развиваются. Он уже может ползти, может брать в руку различные предметы. Он начинает ощущать, что уже не настолько беспомощен, как раньше. Что-то изменилось. Граница между "я" - "не я" становится несколько более конкретной, перемещается к рукам и рту. Ребёнок начинает хватать всё, что попадётся под руку, и брать это в рот, будто сливаясь, стирая границу с внешним миром. Этот процесс соответствует оральной стадии по Фрейду. Вообще говоря, он начинает чувсвовать некоторую власть над миром. Он уже не полностью беспомощен. Соответственно, появляется слелующая, более узкая двойственность: "Беспомощность" - "Всесилие".
На уровне процесса также происходят некоторые изменения. Во-первых, ребёнок уже не удовлетворён обычным наблюдением. У него начинает формироваться то, что Фрейд назвал Ид. Именно из этой двойственности "Беспомощность-всесилие", начинают рождаться все наши поведенческие особенности. Будучи простыми наблюдателями, мы, безусловно, были зависимы от окружающей среды, но, тем не менее, мы не заостряли внимание ни на чём конкретном. Теперь же у нас появляется выбор - на чём заострять внимание, и, более того, этот выбор расширяется по мере того, как просыпаются наши моторные функции. И, конечно, определяющими здесь являются инстинкты, направленные на выживание. Мы привязываемся к себе, к своему телу, как нечто, что якобы даёт нам какую-то власть над тем, как и когда удовлетворять свои основные потребности вроде пропитания. Именно в этот момент начинает формироваться наше Эго, фактически, начинает формироваться наша личность. И зависит она, во многом, от окружающей среды. Именно на этой стадии можно стать капризным, терпеливым, буйным, спокойным и т.д. И всё это идёт именно из двойстенности "беспомощность - всесилие".
Здесь я хочу заметить очень важную деталь. При полной беспомощности мы не направляли своё внимание куда-то специально, мы лишь наблюдали. В момент формирования этой двойственности, поисходит именно направление внимания в сторону полюса "всесильность". Черты характера, в дальнейшем, зависят от того, насколько внимание ребёнка будет залипать на этом полюсе, а также насколько внимание ребёнка будет отчуждать полюс "беспомощности". И именно тут большое значение имеет окружающая среда, ибо именно она, во многом, будет определять, как будет распределено внимание маленького человечка.
Итак, на этом уровне мы имеем:
1)Двойственность "я"- "Не я" и процесс наблюдения.
2)Двойственность "Беспомощность"-"всесилие" и процесс направленности внимания.
Это - два базовых процесса человеческого существа. При взаимодействии именно на эти два процесса и стоит обращать внимание, а именно:
1)Наблюдать за собственным состоянием, собственными реакциями
2)Наблюдать за состоянием и реакциями того, с кем мы взаимодействуем.
3)Фиксировать, куда направляется наше внимание.
4)Фиксировать, куда направляется внимание человека, с которым мы взаимодействуем.
Именно исходя из этих незамысловатых процессов, можно многое понять о людях, а также иметь наиболее честное и продуктивное взаимодейтсвие.
Продолжение следует.