Интересная штука получается. Вот, казалось бы, мне пришла в голову весьма универсальная абстракция, описывающая состояния человека и его взаимодействия с окружающим миром, абстракцию, которая хорошо поддаётся конкретизации, описывая происходящие процессы, причём именно так, как я себе это предстаалял когда-то: от элементарного, базового, неделимого, до всех возможных комбинаций этих неделимых частей.
Но, при этом, когда сам нахожусь во власти компульсий или обсессий, неопределённости, смуты и т.п., модель оказывается бесполезной для меня, как участника, ибо моё дело - испытывать, наблюдать, ощупывать эти состояния, а я пытаюсь использовать абстракцию для удовлетворения своих навязчивых "хочу", чем только усугубляю смуту. И уже модель кажется сложной, что там слишком много "но"...а когда выходишь навремя из этого состояния, наступает временная ясность, или вовсе выходишь за пределы этих состояний и проблемы так каковой уже нет - всё оказывается просто, прозрачно, верно. Потому, что оно приходит само собой, а не нашими, так называемыми усилиями, которые полностью поглощены нашей борьбой с неотъемлимыми частями того, что мы же сами хотим. Рука художника рисует всё сама, это не художник рисует картину. Это не он придумал образ того, что рисует - он мог надумать только мелкие отдельные частички картины, а вот целостный образ пришёл к нему сам, через наблюдение.
И в этом вся прелесть, вся суть - в наблюдении. Однажды взглянул на вот эту картиинку
http://flogiston.ru/images/keler_02.gifи прочитал слудующее:
"Насколько силен этот эффект, можно почувствовать, если попытаться сформировать другие группы так, чтобы две линии с большим расстоянием между ними образовали одну группу, а меньшее расстояние было бы между двумя группами. Вы почувствуете, что это требует специального усилия. Увидеть одну такую группу, может быть, достаточно легко, но сгруппировать весь ряд так, чтобы видеть все эти группы одновременно, мне, например, не по силам. Большинство людей никогда не смогут добиться, чтобы эти новые группы стали для них такими же ясными, устойчивыми и оптически реальными, как предыдущая группировка; и в первый же момент расслабления или при наступлении усталости они видят спонтанно возникающую первую группировку, как будто некоторые силы удерживают вместе пары близко расположенных линий. Является ли расстояние решающим фактором само по себе? Две точки или две параллельные линии можно рассматривать как границы, заключающие между собой часть пространства. В двух наших примерах это удается лучше тогда, когда они находятся ближе друг к другу и можно сформулировать следующее утверждение: члены ряда, которые «лучше» ограничивают часть пространства, лежащую между ними, при восприятии группируются вместе. Этот принцип объясняет тот факт, что параллельные линии образуют более устойчивые группы, чем точки. "
Я очень захотел доказать себе, что могу увидеть второй вариант группировки, и вообще обе группировки - тонкие линии - широкий фон, толстые линии - тонкий фон. Но сколько ни старался, не мог увидеть толстые линии - тонкий фон, а когда казалось, что вот вот что-то меняется, и я об этом думал, о том, что "вот сейчас я получу то, что хочу", сразу возникала мысль о том, что "вдруг не смогу увидеть" и всё возвращалось на свои места, к тонким линиям- широкому фону.
И тут я вспомнил о медитации-самонаблюдении. И решил примеить эту технику к этой картинке.
Каково же было моё удивление, когда, наблюдая своё желание увидеть оба варианта, свой страх не увидеть оба варианта, а так же просто наблюдая изначальный вариант - тонкие линии - широкий фон, картинка стала меняться. Я даже перепугался и всё вернулось обратно. Но далее я это всё повторял, привык к этому состоянию и...о чудо, картинка стала сменяться вариантами САМА СОБОЙ, я лишь наблюдал за этим многообразием и единством фигуры и фона во всех их вариациях. Может, то же самое должно быть сделано и с нашими "хочу это, борюст с тем-то" по жизни? Возможно, это даже единственный вариант, при котором эти самые навязчивые "хочу" могут быть удовлетворены, а не отправлены в пучину фрустраций и комформных импульсов. И далеко не факт, что эти "хочу" будут удовлетворены так, как мы себе это напридумывали.
Где-то я читал лозунг "Заверши свой гештальт". Не знаю, насколько я это правильно понимаю, но по мне так это всё равно, что замкнуть какую-то из фигур, поставить ей две новые границы, прочно отделив фигуру от фона, после чего человеку уже будет очень сложно стереть эти границы и увидеть целостную картину и многообразие группировок.