К Дню Независимости Израиля

Apr 25, 2012 15:46

Праздник Надежды

Несколько лет назад мой Глава Ешивы и мой Учитель Мори веРаби Рав Йеуда Амиталь зацаль говорил о значении Дня Независимости Израиля для него, человека пережившего Холокост и помнящего тот день 5 ияра 5708 года (1948). Почти для каждого израильтянина День Независимости это праздник Земли Израиля, праздник государственности. Рав Амиталь говорил, что такое восприятие появилось только после Шестидневной Войны, когда еврейский народ вернул себе потерянные части Земли Израиля - Иудею, Самарию и Газу, был воссоединен Иерусалим, и прозвучали слова "Храмовая Гора в наших руках". Но для Рава Амиталя День Независимости навсегда остался тем, что он почувствовал тогда в весеннюю пятницу 1948 года - День Освобождения, освобождения от тех времён, когда любой мог сделать с евреем, то, что хотел и не было у еврейского народа своего дома - любой мог гонять и притеснять евреев. В один день всё изменилось - пришло освобождение, пришло избавление, не в понимании Машиаха, Храма и исправления мира под властью В-севышнего, а в простом понимании "дышать полной грудью" без страха и без оглядки, особенно после страшных лет Холокоста.
Сегодня принято, во всяком случае, в религиозном сионизме, что мы находимся во времена "Начала Избавления" и что Государство Израиль это начало избавления (Атхальта де Геула). Рав Амиталь зацаль не был уверен в этом - может да, а может нет - но то что точно, это то что мы получили Дом и свободу от капризов других народов, и так это останется для него навсегда.
После этих слов Рава Йеуды Амиталя зацаль, я серьёзно задумался - а что значит для меня День Независимости в глубоком смысле, как я его вижу на сегодняшний день. Я записал свои мысли и вот решил поделиться с ними.
Как известно существует запрет высчитывать когда наступит конец времён и придёт полное избавление и времена Машиаха, как это написано у наших мудрецов и как это осветил Рамбам в законах Царей гл. 12 закон 2. Но ведь мы не высчитываем наступление времён избавления - может процесс избавления начался - скорей всего начался, но нам не известно сколько продлится этот процесс и когда точно прейдет Машиах, хотя мы будем его ждать каждый день. С другой стороны, смотря на нашу действительность, напрашивается вопрос действительно ли мы находимся в период начала нашего избавления - ростка нашего избавления, если не говорить на уровне лозунгов, а посмотрев на общество и нашу действительность? Есть наш национальный дом, есть армия защищающая народ, есть развитие Торы и изучение ее, какого не было более 2000 лет - не было ни столько учащих Тору, ни столько Ешив, есть много положительных изменении. Но я не об этом, хотя всё сказанное выше очень важно, а я о глобальном восприятии, о сознании и действиях народа. И в этом понимании я не уверен, что это период избавления, да и просто не знаю, и никто не знает.
Если мы посмотрим на современное израильское общество, то нет уверенности, в том, что они хотят избавления в его мессианском понимании. Я не говорю о религиозном обществе - оно постоянно занимается этим вопросом и желает прихода Машиаха - я говорю о всем израильском обществе. Ведь Геула (избавление) это не достояния только религиозных, это касается каждого человека еврейской нации. Но, что мы видим - каждый занят своими делами, каждого интересует его узкий мир, людей не интересует кто его сосед и что с ним, главное, что у него родного себе всё нормально. Более того сегодня многие ради своего благополучия готовы идти "по головам", задавить, сломать и разрушить принципы справедливости, не прислушиваться к призыву о помощи бедного и обездоленного. Люди гонятся за материальным благосостоянием, за удовольствиями этого мира, о который сказали наши мудрецы, что они лживы. Люди превратили средство в цель - материальное благополучие это средство, когда цель это воспитание духа, морали, справедливости и человечности, чему и учит Тора постоянно говоря о важности Цдака уМишпат (справедливости\милосердия и правосудия). Конечно можно утешить себя словами последней Мишны в трактате Сота, что такое поведение как раз таки и есть период перед приходом Машиаха и всё в конце концов идёт к исправлению:

"В период приближения Машиаха наглость возрастёт, и дороговизна возвыситься - виноградная лоза даст плоды свои, а вино дорого в цене, царство станет вероотступниками и нет кому упрекнуть их в этом, Дом собрания (глав народа) станет публичным домом, Галилея будет разрушена и границы и люди из приграничных зон будут скитаться и не найдут постоянного места. Мудрость книжников будет людям зловонна, и боящиеся греха будут презираемы, правда будет отсутствовать, юнцы будут оскорблять старцев, старики будут стоять перед младшими, сын порочит отца, дочь встает против матери, невестка против свекрови, враги человека его домочадцы. Лик поколения, как лик пса, сын не стыдится отца. И на кого мы можем положиться? На Отца, что на небесах!"

Страшно в сегодняшней действительности ни Иран, а безразличие к ближнему и даже возможность растоптать его по пути к собственному материальному или карьерному благополучию. Куда подевалась взаимопомощь и участие - гордость еврейского народа на протяжении веков? Где "Возлюби ближнего", заповедь данная нам В-севышним и являющаяся центральным правилом Торы, как об этом сказал Рабби Акива?
Ни в коем случае я не хочу быть слепым к добрым и великим делам людей, как религиозных, так и светских - к организациям милосердия, к личным и общественным идеям и действиям ради общества и отдельных людей, к тем, кто чуток к ближнему и всегда готов помочь. В-севышний воздаст им за все их заслуги и даст им силы продолжать их благие деяния. Но эти люди меньшинство, они, к сожалению, исключение, а не правило в современном израильском обществе. Да, забота о других в израильском обществе выше по сравнению с другими странами и народами, но ключевое слово "выше", а не "они нравственно и заботливые на высоком уровне". Проблема в том, что и эта забота о ближнем, а также стремление помогать, уважать и не растаптывать людей по дороге к собственному благополучию, постепенно уменьшается и исчезает. Казалось бы, что это не избавление, а разрушение и самоуничтожение. И как доказательство этому вспоминается рассказ в Гитин 58а об ученике, который хитростью и изворотливостью, при этом вроде не нарушив формально не единой заповеди, кроме "белой лжи", забрал себе деньги, жену и свободу своего учителя. Из-за этого поступка, как говорит гмара, В-севышний поставил свою печать под приговором о разрушении Храма и изгнании. Что мы учим из этого? Мы учим, что холодный расчёт, попирание и ущемление ближнего, даже если вроде всё кошерно и ни одна алаха не нарушена, ведут к разрушению и изгнанию, и уж точно не к избавлению.

Но, и тут большое "но"! Здесь встают перед глазами слова Мишны в Соте 59б, которые были приведены выше, дают надежду. Надежду, что это временно, что это тьма перед рассветом - мы уже в преддверии прихода Машиаха, хотя никто не знает, когда точно он придёт, и в этом и есть "начало нашего избавления", "начало", а не само "окончательное избавление". Нас ещё ждёт дорога, но мы уже на пути и надежда в наших сердцах. В этом, как мне кажется, и есть глубокий смыл Дня Независимости - это Праздник Надежды. То есть, с созданием Государства Израиль еврейский народ не только приобрел свободу и вздохнул полной грудью без оглядки на гоев-соседей, которые могли делать с евреем, что захотят, как говорил Рав Йеуда Амиталь зацаль, но и вернул себе веру, что нет места отчаянию, ибо всегда есть надежда. Ведь наша надежда, которой 2000 лет вернуться в Сион и управлять самим своим государством, превратилась в действительность на наших глазах. Государство было образовано всего лишь через 3 года после страшной Катастрофы. Кто из находившихся тогда в аду Европы мог поверить или хотя бы надеяться на то, что всего через несколько лет еврейский народ получит своё государство, свой дом?! Кто мог поверить, что СССР во главе со Сталиным, уже готовившим своё окончательное решение еврейского вопроса, станет ярым сионистом и будет посредством своего Министра иностранных дел поддерживать идею создания еврейского государство на Земле Израиля?! Кто мог поверить, что СССР и США проголосуют одинаково "за" на заседании ООН, тогда в 1947, когда такого не было ни до этого голосования, ни после него никогда?! Рав Йосеф Дов Соловейчик зацаль в своей статье "Коль доди дофек" (Голос друга стучится) говорит, что это голосование на ассамблее ООН было настоящим чудом, из ряда вон выходящим, когда соединились восток и запад в решении создать еврейское государство в Земле Израиля подтверждая это историческим правом евреев на эту землю, основанном на Танахе, и тот кто не видит всех чудес и "стука друга (В-севышнего)" духовно слеп. И не зря это так, ведь ещё Вилинский Гаон написал, что во время сфират а-омэр есть 2 дня, когда нет меры суда В-севышнего и именно в эти дни может прийти избавление и это 5 ияра (День провозглашения независимости Израиля) и 28 ияра (День Освобождения Иерусалима).
Поэтому даже в наши дни, когда казалось бы всё темно и нет просвета, а геула (избавление) кажется настолько далёкой, нам нужно вспоминать те чудеса и тот ветер надежды, который наш народ почувствовал тогда при создании государства. Научится видеть, что даже когда не всё гладко и есть ещё множество проблем, что избавление началось и В-севышний уже в Сионе, хотя это не просто. Принято понимать молитву "ветехезэйна эйнэйну бешувха леЦион" (И узрят наши очи Твоё возвращение в Сион), как просьбу об избавлении, но это не так. Слово "ветехезейну" в таком контексте не правильно с точки зрения иврита. А если понять правильный смысл, как дай нашим глазам увидеть Твоё возвращение и не пропустить, то всё становиться на свои места и речевой оборот становится правильным. Т.е. мы молимся получить этот духовный взор и не пропустить Возвращение, ибо в рутине жизни и в тяжелых ситуациях, когда не всё так как было в идиллиях и мечтах, то можно просто не увидеть, то что началось избавление, пропустить его.
Также можно понять, что является причиной равнодушия и безразличия людей к ближнему. Человек видит войны, теракты, ту тяжесть с которой даётся восстановление еврейской государственности, он склонен к потере надежды и отчаянию, и тогда он приходит к выводу, что если всё так плохо, то хотя бы ему будет хоть как-то хорошо и он занимается только собой и не видит других. И здесь мы обязаны пробудить надежду, которая нужна человеку как воздух. Ведь только она даёт другой взгляд на действительность, взгляд, которой толкает человека к деятельности, к творению, к самопожертвованию и таким образом человек строит для всех - для всего народа, и заботиться, чтобы у всех была надежда и так плечо к плечу со всем народ он идёт к геуле. Надежда толкала поколение халуцим и строителей государства на великие свершения и подвиги.
Поэтому День Независимости даёт мне силы наедятся и видеть хорошее даже в тяжёлой действительности наших дней и в будущем. Может быть это и есть Начало Избавления - Оптимистический взгляд полный надежды среди не лёгкой действительности.

С праздником Независимости.
Previous post Next post
Up