Dec 12, 2011 00:46
Когда то сказал мне Рав Дайховский (Председатель Высшего Равинатского Суда в Иерусалиме): "Сказано, что даян (раввинатский судья) когда заседает в суде должен чувствовать как будто под ним разверзнута гиена огненная. Обычно это понимают, что нужно быть очень аккуратным в суде и помнить, что тебя ждёт за безалаберность. Но ведь человек зная, что он ходит по краю ада, просто убежит и далеко. Зачем ему это? Так, знай, что есть ещё одно значение этого выражения - хочешь быть раввином или даяном, умей, если надо ходить по краю ада и даже спустится в него и вылезть и всё для того, чтобы помочь людям. Не хочешь - возвращайся в Ешиву - учись, преподавай, но не суйся ни на раввинскую должность, ни на должность даяна". Запомнились мне эти слова - врезались и в сердце и в разум.
И вот выдался случай испытать на собственной шкуре, что такое ходить по краю гиены огненной.
Пришла ко мне пара - хотят, чтобы я их женил. Договорились о встрече перед свадьбой и вот сидим - я объясняю о кидушин (обручении), ктубе (брачном договоре) и т.д. И тут мне невеста выдаёт - а я уже была замужем и получила гет (разводное письмо). Вроде ничего страшного, ан нет - жених коэн и ему запрещено жениться на разведённой, да и в раббануте невеста записалась как просто незамужняя. Я в шоке. Спрашиваю: "А как же раббанут пропустил?" А мне отвечают: "А они ничего не знают - брак был гражданский и фиктивный, да ещё и за пределами Израиля. Да и развод гражданский, только муж тот фиктивный решил кроме гражданского развода сделать гет". А после этого говорят мне, что никто не собирается всё это рассказывать всё это раббануту, и если я не поженю их, то у них нет выбора, и они сделают гражданский брак и хупу им сделает реформистский раббай. Попросил я у пары пару дней на раздумья.
Сначала хотел отказаться, но тут вспомнились слова Рава Дайховского. И вот сижу и думаю - гражданский брак по большинству мнений не имеет алахической силы и пара считается холостой, а с другой стороны есть те кто требуют гет лехумра. С третьей стороны есть тут ещё одно обстоятельство - фиктивный брак, т.е. даже на уровне намерений построить семью, ничего нет. Хорошо берём за правило, что девушка холостая. Ладно, нет запрета чужой жены. Но тут коэн и был гет! А это реах гет и снова проблема с коэном. А с другой стороны тут пэ шеасар у пэ шеитир (извините, что не объясняю что это, ибо долго объяснять). Начинаю напрягать память и копаться в книгах проверяя свою память - есть респонсы Эгрот Моше и Хелкат Яаков разрешающие брак с коэном в таких случаях. Но есть и запрещающие. Чувствую, ох как давит на плечи ответственность, как тяжело решить - а геенна огненная пугает. Бросить всё? Отказаться? Нельзя - я должен помочь людям, да и решение вроде есть. Но, думаю, сам я это на себя не возьму, надо советоваться. Звоню Раву Дайховскому. Не отвечает. Да это понятно - очень занят. Подымаю ещё парочку очень крупных авторитетов. Все просят подумать. Ничего не остаётся делать - жду ответов.
В конце концов, все согласились положиться на Эгрот Моше и Хелкать Яаков и женить.
Вот такие вот будни раввина. Тяжело нести такую ответственность!