Понятие «задуматься» в 30-е годы имело совсем другое значение, чем сегодня. Все сообща и каждый на своем месте сосредоточенно и целенаправленно строили социализм. Максимализм! Максимализм был свойствен тому времени!
В школе однажды я получил «отлично» по русскому языку и литературе за то, что в сочинении топтал понятие Родины и доказывал, что это глупейший буржуазно-дворянский пережиток, не нужный пролетариату. Не я это придумал; этому меня и других научили те люди, которые поставили «отлично». Я соглашался с учителями, что у пролетариата Родины нет, это была рациональная часть, но в нерациональной области, которая не поддается словесному объяснению, я знал, что Родина существует в смысле - «это свои, за них надо болеть».
Б детстве любил листать старые подшивки «Нивы» с материалами о русско-японской войне и был интуитивно на стороне русских, хотя меня учили, что война империалистическая. Но свои-то бывают! Мы были эмоциональными. иррациональными патриотами.
В 30-е годы понятие Родины вернулось, правда, с довеском «социалистическая». Чтобы не путать с прежним. Опубликовали Указ об ответственности за измену Родине.
Слава Богу, что с детских лет, в течение полувека, я интересовался исключительно летательной техникой. И время дало такой силы импульс моему увлечению всем летающим, что многие десятилетия на всё иное, что лежало вне моих профессиональных интересов, я смотрел, как сквозь туман. Было известно и неоспоримо, что каждая страна своим путем придет к коммунизму. У нас было твердое знание результата без знания конкретного пути к нему. Могут происходить неожиданные события, но результат мне ясен: вселенская победа коммунизма. Это было мое восприятие мира тогда, мое кровное убеждение. И мне этого хватало, чтобы спокойно заниматься профессиональными проблемами, аккуратно делать свое дело, а политики сделают свое. У каждого своя специальность.