Выставка ФЕСТНАИВ 2010 открылась 16 декабря сего года в выставочном зале на территории бывших провиантских складов, по адресу - Остоженка, 2.
Здесь и далее - ©photo: raulart.livejournal.com
Стоит посмотреть, открыта до 16 января. Или подождите до 2013.
Её полное название - Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив-2010». Триеналле.
93 года тому назад, в феврале 1917, на территории Провиантских складов проливалась кровь юнкеров, защищавших склады от большевиков (на одной из стен сих складов табличка памятная красуется). Теперь, хвала Всевышнему, времена не те, даже почти как безопасно, ибо, вот уже и 15 декабря пронесло, так что можно и даже нужно заглянуть на замечательную выставку и пролить слёзы светлой радости по поводу увиденного и прочувствованного здесь либо здесь-же, либо до дома потерпеть и пролить уже в родных, так сказать, пенатах. (Из провианата здесь кафе, кстати, имеется).
- Ну и от чего там слёзы радости лить,- спросите Вы. - А вот от чего.
">
"Наивное искусство", или как его ещё называют, "Примитив", идёт от Души. Профессиональные навыки живописца, или там, графика необязательны. Чувствует Душа иного Человека потребность-необходимость выплеснуться наружу в холст, в бумагу и донести звук того Прекрасного, что словами не опишешь, не выскажешь... отсюда "Наив" и проистекает, по большей части. Все мы конечны, господа-товарищи, но токмо чудится иным из нас что передать другим мы чего-то Достойное можем, словно увидели или размыслили чего-то там Уникальное, и отсюда и "Наив" . А кому-то в руки случайно кисточка попала и красивое что-то само, вроде как, покрасилось, без затей, а дальше само-собой, вроде как, продолжилось... - "Наив". А дальше уже без этого не можешь, красишь "Красоту" и продолжаешь - А чего-же тогда не наив,- спросите Вы. - Я вот три буквы на стене лифта намалюю маркером, тоже худоЧником стану. - Не-а, в лифте, это уже мелкое хулиганство, это уже чтобы в глаза и Душу другим-разным нагадить, это от худого-грязного, жзлобномелкого "я" .
"Наив" - целенаправленная работа (самодеятельного, как его называют) художника, пусть и знаний профессиональных у него-неё нет, зато потребность, желание и талант есть. Движущая сила "Наива", его мотор - потребность создавать "Красоту", перетолковывать понимание Мира на свой, порой действительно Уникальный, лад. "Наив" - это от доброго, любящего сердца, от "Чистой Души", есть ещё такие на Руси, ещё не перевелись. Вот и выставка сия этому доказательством. Ну а об аутсайдерстве что тут можно сказать... Добрый Человек, наделённый чувством Душевной Гармонии, всегда несколько в стороне от большинства...
"Наив" как направление в живописи не только "удел" самодеятельных художников, чьё творчество, в массе своей, бескорыстно и неоплачиваемо, но имеет последователей в лице профессиональных художников. Таковым был, к примеру, Лёня Пурыгин Гениальный из Нары. "Наив" даёт возможность "прямого" обращения к зрителю, так как в "условностях" вроде геометрической и воздушной "перспективы" необхоимости нет. Объекты подчиняются только замыслу художника, живут в атмосфере не-реального мира. Можно было бы провести параллель с искусством Древнего Египета, профессиональным, к слову сказать. Итак, где не размести Фараона, его фигура будет всегда многократно крупнее остальных фигур, будь он хоть на заднем плане. Перспектива тоже "хромает" - перед нами ковёр, где один план не должен перекрывать другой... Иными словами, размеры объектов и персонажей зависят от статуса, то есть от объёма содержания, заключённого в них.
Картинная плоскость условна. В живописи преобладают локальные цвета, без "элегантных" переходов, того качества, которое Марке определял как "валёр". И так далее...
На открытии фестиваля, бишь выставки, роились сами художники, аки добрые феи, фотографировали свои и чужие работы и были рады возможности увидеть свои работы на стенах музея в самом Центре Златоглавой, так как большинство из них - из провинции. Да, кстати, на выставке представлено 400 работ художников из 9 стран. Особенный подарок в виде прекрасно изданного каталога преподнесли хуожникам устроители выставки-фестиваля. Насколько я понимаю, совершенно безвозмездно. Да-с-с, и с художников ни фартинга не поимели и бюджет не попилили, "круглый" наив получается, перед честнЫм экономически эффективным людом неудобно.
Автор и её работа. Персонажи картин всегда похожи на самих художников.
Мой друг, художник Эдуард Левицкий. Именно благодаря ему я выбрался сюда. Эуард - Человечище незаурядного ума и таланта.
Его работы таят в себе много загадок, отношение к "Наиву" он имеет отдалённое, разве по признаку отсутствия диплома о высшем худ-образовании.
Работы его, по технике - перо, кисть, тушь.
А теперь - Ахтунг, Внимание!!!
Выполнены работы на Почётных Грамотах, там где у них "чистая сторона", так что, ежели перевернуть... оба-на!!! - "ПОЧЁТНАЯ тебе ГРАМОТА". Такая вот она, "Эдуардова Каллиграфия".
Мышки на сервере или Группа синеносых
Котэ...
Ещё котэ... Телекотэ...
Райские Птички...
Зоопарк. Объёмные фигуры нашиты на ковёр. Создаётся впечатление что зверушки свободно перемещаются вне границ клеток, а единственной клеткой является участок в шесть или более соток, на котором проживает радостный Гомосапиенс. А чего ему грустить, когда у него всё орднунг - лютики-цветочки как положено рассажены, участок прополот... Жигули правда на ковёр не залезли... А зверьё среди неухоженных лесов-лугов шкандыбается, какая радость от такой вот свободы. В клетке аккуратной завсегда как лучше, мы-ж не Уолты Уитмены...
Простотень, дальше бежим...
Под стеклом много всякого интересного.
- Маэстро, крупный план.
Мигрень распяла человека. Знакомо, увы. Похоже... Дальше, пожалуйста.
Эх, Яблочко, куда ты котишься... то есть, морячки. ВМФ Ура!
Художники НЮ-шу перерисовывают, ага.
- Всё?
- Нет, смотрим дальше...
Поразительные работы. Отдельно них остановлюсь. Позже. Пока отмечу лишь что производят они "перламутровый эффект".
Превосходная культура письма.
- Как Вам?..
Художница Любовь Чайка у своей работы. Образ уходящей русской деревни на картине. Ни мобильных, ни компьютера, ни тебе интернета. Только поговорить и помолчать по-человечески разве что и остаётся обитателям глубинки. Никто их, бедолаг, в потёмкинские городки для пенсионеров, или, как их нонче называют, "пенсов", не выселит. Жильё у них больно уж дешёвое. Вечно будут сидеть у деревянной избы девять бабушек, походящих из-за платочков на одуванчики и удивлять зрителя душевной теплотой, льющейся через раму картины. Люба не пожалела для них декоративных спиралек, которые как роторы электростанции вечно будут снабжать бабушек жизненной энергией. Такие вот композиционные нанотехнологии.
Коррида.
Вот и на историческую тему. Ленин как Кремлёвский мечтатель" , мечты и проекты которого сбылись, запечатлён. Реализованный план ГОЭЛРО, план Ильича по электрификации СССР. Сказка становится былью, так сказать. Мир-Труд-Май, Лампочки, атмосфера повального опьянения электроэнергией. Труящиеся вона, чисто как роботы на батарейках "пашут"... (Герберт Уэллс, фантаст тот самый, который "Войну Миров" и "Человека -Невидимк"у написал, как о громадья планах по перестройству России-матушки из уст Ильича услыхал, зараз "кремлёвским мечтателем" Ильича и окрестил. - Ну,- говорит,- Ильич,- уж я-то на что фантаст, а вы, батенька, меня переплюнувши, факт!).. Кабы не Ильич, как бы мы таперича, в 21 веке, на средствА, остающиеся от продажи электроэнергии жили, ась?..
- Посмотрите направо. - Стрельцы на Место Лобное памятник Вождю Мирового Пролетариата несут. Идею как-бы на четвертование волокут. Секиры в их руках не просто так. Ежели смотреть на дугу, образуемую стельцами и боярами, сороконожка получается, или мокрица, то есть насекомое премерзкое, а секиры аккурат как ножки гадости энтой насекомой смотрятся... С подтекстом, кхм, картина.
Искусство даёт человеку крылья. Аутсайдер ты или нет, но крылья у тебя вырастают самые что ни на есть Настоящие. И раз в три года ты можешь продемонстрировать их без опаски окружающим тебя таким-же Наивно-пернатым. Можешь летать на них под сводами провиантских складов аж до 16 генваря.
Фото на память. Таможенница - художница слева.
Можно фотографировать совершенно свободно, кстати.
После выставки зашёл, по старой памяти, ко Льву Фёдоровичу Дьяконицыну.
Поговорили и о наиве, спрашивает,- ты чего на выставке к микрофону не подошёл, мыслей вслух не изложил,- нуте-с?..
Ладно,- говорю,- виноват-с,- текстуально изложу,- Блог свидетель.
Так вот...
Доброго всем Здоровья и Радости всенепременно.:-)