Винни Пух и кельтская мифология

Aug 15, 2013 14:40



Прежде всего должен сказать - читающий это должен думать о сказке А. Милна. В крайнем случае - о советском мультике. Валлиец Алан Милн, уроженец западной окраины кельтского мира, вложил в свой роман глубокий инициатический мессидж, уходящий корнями в друидическую традицию, а уроженец восточной окраины той же Кельтии, галициец Хитрук, не менее гениально этот мессидж уловил, отразив один из ключевых моментов романа в своем мультфильме - точнее, трех мультфильмах - вспомним знаменитые кельтские триады…

Диснеевскую же профаническую попсу - забудьте, как страшный сон!!! По крайней мере, до конца прочтения этого материала.
[Читать…]
1

Итак, всмотримся в героев. Кто перед нами?

Решительный, деятельный, но не слишком вдумчивый («в голове моей опилки - да-да-да!») медвежонок Винни Пух.

Он шумит, рвется в бой, он распевает хвастливые стишки собственного сочинения и в огромных количествах потребляет мед.

В кельтской традиции медведь - символ касты воинов. Кельтские воины шумят, кричат, бахвалятся, рвутся в бой, распевают стихи собственного сочинения, как правило, посвященные себе любимому, в огромных количествах потребляют хмельной мед.

Рядом - неприметный Пятачок. Но не стоит обманываться! На самом деле - он проводник и где-то наставник Винни Пуха.

Вепрь, кабан - в кельтской мифологии символ друида, жреца.

Воин и поэт Винни-Пух желает захватить мед. Для этого ему необходимо совершить восхождение на высокое дерево. Я думаю, искушенные в мифологии читатели уже догадались, что дерево - это Мировое Древо, а мед суть Мед Поэзии, столь желанный стихотворцу. Естественно, попытка добиться Меда самостоятельно оканчивается полным крахом, и тут Винни спешит к такому, казалось бы, слабому и неприметному Пятачку - без него наш воин-медвежонок не в силах вскарабкаться на Древо. Именно Пятачку принадлежат средства подъема в верхний мир, закодированные в образе воздушных шариков.

И вот тут-то и есть один из глубоких моментов данного фильма.

Цвета «шариков» - это цвета двух младших друидских орденов - синий, цвет ордена Бардов или Поэтов, к которому, судя по расцветке покрытых клановой клеткой штанов, принадлежит сам Пятачок (Пух, как и, зачастую, кельтские воины, ходит без одежды), и зеленый, цвет знахарей-Оватов.

Орден Оватов ниже ордена бардов, и начаткам поэзии обучаются там. Винни следовало бы выбрать именно его. Но, как и всякий кельтский герой, медвежонок одержим гордыней. Он ухватывается за более престижный синий шар, воображая себя уже если не состоявшимся Бардом, то готовым принять это звание, и желая ассоциироваться не с древесным листом, находящимся по середине между небом и землей, а с небом.

Перед экспедицией Винни покрывает себя ритуальной окраской, как и любой отправляющийся в поход кельтский воин. Выдавая себя за тучку, он апеллирует к покровителю воинов - громовержцу Таранису.

Но фатальная ошибка уже совершена - и горделивый герой терпит поражение в столкновении с суровыми Хранителями Меда. Спуститься назад ему помогает тот же Пятачок, как видим, до конца исполняющий свою роль проводника.

Простой урок этой истории - в том, что воину не должно вторгаться в сферы, где вся его неукротимая витальность не компенсирует тихой и скромной мудрости неприметного внешне друида.

2

Кролик во втором мультике - Бо Айре, третье сословие, обязанное кормить не только скромных друидов, но и прожорливых воинов.

Однако если воин злоупотребляет правом кормления, то может попасть в «безвыходное положение».

3

А теперь третий, он же последний мультик.

История о печальном ослике Иа, потерявшем хвост в терновнике и проводящем дни в скорби о несовершенстве мира, к которому никто не приходит на день рождения и не приносит подарки…

К чьему символизму относятся образы терна и осла - думаю, напоминать не надо. В средневековой Ирландии, до ее окончательного обращения, отношения между христианской и языческой общиной были сведены к минимуму. В частности - с христианами не обменивались дарами.

И вот воинское сословие (Винни) «убеждает» остальных друзей прийти на праздник к Иа. Хотя в кельтских землях и не было «крещения огнем и мечом» в том объеме, в котором это произошло на Руси и в других европейских странах, но воинское сословие все же приняло христианство в числе первых и способствовало его распространению.

Сам он приносит горшок. Горшок, столь большую роль играющий в мире Винни - это, безусловно, волшебный кельтский котел изобилия, трансформировавшийся в Средневековье в Грааль. Он символизирует богатство - как духовное, так и земное, материальное. Однако мед из горшка выедает сам Винни - ехидный намек на то, что короли и воины крещеных кельтов не слишком спешили делиться со своей церковью материальными благами. Бард Пятачок приносит зеленый шарик Овата - но шарик лопается, и более непригоден для вознесения в Верхний Мир. Дух из друидических обрядов и текстов, переданных христианству, улетучился, остались только формы - но Иа и тем доволен.

Кролик же праздник саботирует - как и везде, крестьянство примыкает к новой вере последним.

Вот только Сова, загадочная… точнее, загадочный Сова… Кто он? Судья-бреггон? Высший друид? Или Верховный Царь? В чем символизм хвоста, потерянного Иа в терновнике, прикрепленного к колокольчику Совой и им же Иа возвращенного?

Схищено, Бессознательное, [x], Сказка

Previous post Next post
Up