День Военно-Морского Флота

Jul 31, 2011 23:33

Честь флага, офицерская честь. Для однихъ это пустой звукъ, для другихъ въ этомъ смыслъ жизни. А кого изъ нихъ помнить, рѣшать потомкамъ…

19 августа 1910 года отрядъ русскихъ кораблей контръ-адмирала Н.С. Маньковскаго въ составѣ линкора «Цесаревичъ» и крейсеровъ «Рюрикъ», «Богатырь» и «Адмиралъ Макаровъ» прибылъ на рейдъ черногорскаго порта Антивари для участiя въ празднованiи 50-лѣтняго юбилея царствованiя короля Черногорiи Николая I. На борту «Цесаревича» находился великiй князь Николай Николаевичъ со свитой, и посему надъ кораблемъ развивался Великокняжескiй флагъ. Послѣ окончанiя торжествъ отрядъ отправился въ обратный путь на Родину (уже безъ «Адмирала Макарова», ушедшаго на Критъ), и по дорогѣ зашелъ въ австрийский портъ Фиуме (г. Рiека, нынѣ Хорватiя).

Обязательнымъ международнымъ дипломатическимъ ритуаломъ при заходѣ боевыхъ кораблей въ иностранный портъ или при встрѣчѣ двухъ эскадръ, принадлежащихъ флотамъ разныхъ странъ, былъ обмѣнъ такъ называемымъ салютомъ нацiй, состоящимъ изъ 21 залпа (для его осуществленiя на корабляхъ имѣлись спецiальныя салютныя пушки). Русскiй отрядъ былъ въ Фиуме гостемъ, поэтому первымъ далъ салютъ онъ, но отвѣтнаго привѣтствiя изъ крѣпости не послѣдовало. Контръ-адмирал Маньковскiй доложилъ о скандальной ситуацiи Николаю Николаевичу, но Великiй князь заявилъ, что сейчасъ сходитъ съ корабля, дабы продолжить вояжъ по сушѣ, и морскiя забавы его больше не интересуютъ. Послѣ чего сошелъ со свитой на берегъ и въ этотъ-же день на поѣздѣ отправился черезъ Австрiю въ Россiю. Короче, проблемы индѣйцевъ шерифа не волнуютъ, а честь Русскаго флага тѣмъ болѣе. Загниванiе Романовыхъ, погубившее Имперiю, проявилось тутъ въ полной мѣрѣ.

А атмосфера тѣмъ временемъ накалялась. Къ вечеру на рейдъ Фиуме пришла австро-венгерская эскадра подъ флагомъ командующаго морскими силами Австро-Венгерской монархiи вице-адмирала Монтеккуколи (20 броненосцевъ и крейсеровъ, не считая другихъ судовъ).

Линкоръ «Цесаревичъ» произвелъ положенный салютъ, и снова отъ Австрiйцевъ не прозвучало отвѣтныхъ выстрѣловъ. Контръ-адмиралъ Маньковскiй отправился къ Монтеккуколи съ визитомъ, но у трапа былъ встрѣченъ флагъ-капитаномъ командующаго австро-венгерскимъ флотомъ, который сообщилъ, что «командующiй принять не можетъ, такъ-какъ у него гости». При отходѣ русскаго адмирала отъ флагманскаго корабля полагающагося по международнымъ правиламъ салюта произведено не было. Если бы русскiй адмиралъ такъ-же относился къ чести Россiи, какъ Великiй князь, онъ бы утерся и промолчалъ, но это былъ настоящiй Русскiй Морякъ. Контръ-адмиралъ послалъ къ Австрiйцамъ катеръ съ флагъ-капитаномъ за объясненiемъ происшедшихъ «оскорбительныхъ для Андрѣевскаго флага случаевъ». Австрiйцы стали финтить и попытались объяснить все это досадной оплошностью. Съ русской стороны потребовали, чтобы завтра съ подъемомъ флага и крѣпость, и эскадра произвели положенный салютъ. Въ отвѣтъ Австрiйцы заявили, что крѣпость салютъ русскому отряду и его адмиралу произведетъ, но эскадра этого сдѣлать не можетъ, такъ-какъ въ 4 часа утра (до подъема флаговъ) должна срочно выйти въ море. На это послѣдовалъ спокойный отвѣтъ, что русскiе корабли не выпустятъ австро-венгерскую эскадру съ рейда безъ салюта.

На русскихъ корабляхъ была пробита боевая тревога, орудия главнаго калибра были направлены на флагманскiй австрiйскiй корабль. Крейсеръ «Рюрикъ» всталъ на выходѣ изъ бухты, перегородивъ австрiякамъ фарватеръ. Дважды австрiйскiе представители прiѣзжали къ «Цесаревичу» съ униженными объясненiями необходимости для ихъ эскадры выйти рано утромъ, но контръ-адмиралъ Маньковскiй былъ непреклоненъ. А когда австрiйцы намекнули на свое превосходство въ огневой мощи, русскiй адмиралъ, усмѣхнувшись, отвѣтилъ: «Пушекъ у васъ, конечно, больше, но вашъ флагманъ потопить мы успѣемъ».

На разсвѣтѣ австрийскiе корабли стали разводить пары, но, увидѣвъ, что русскiй отрядъ не намѣренъ уступать, а у направленныхъ на нихъ орудiй стоитъ прислуга, несмотря на явное свое преимущество, не рискнули двинуться до 8 часовъ утра. Когда въ 8 утра надъ кораблями обѣихъ эскадръ были подняты флаги, съ крѣпости и австро-венгерской эскадры былъ произведенъ салютъ русскому адмиралу. После этого эскадра снялась съ якоря и направилась къ выходу изъ бухты. Провожая ихъ, на всѣхъ русскихъ корабляхъ, согласно международной традицiи, матросы выстроились во фронтъ, а оркестры играли австро-венгерскiй гимнъ. Въ отвѣтъ съ австрiйскихъ кораблей звучалъ русскiй гимнъ.

Достоинство Россiи и честь Андрѣевскаго флага были защищены, а инцидентъ - исчерпанъ. 4 сентября русскiй отрядъ покинулъ Фиуме. 1 ноября на подходѣ къ Кронштадту контръ-адмирала Маньковскаго встрѣчалъ командующий флотомъ Балтiйскаго моря Н.О. Эссенъ. Когда рѣчь зашла объ инцидентѣ въ Фиуме и рискѣ, которому подверглись русскiе корабли, Маньковскiй коротко отвѣтилъ: «Честь Андрѣевскаго флага стоитъ риска!».

Черезъ девять лѣтъ, когда не было уже ни Россiйской, ни Австро-Венгерской имперiй, а «Цесаревичъ» (переименованный въ «Гражданина»), «Богатырь» и «Рюрикъ» гнили въ Кронштадтѣ (ни одинъ изъ этихъ кораблей никогда въ море больше не вышелъ), въ маленькомъ русскомъ городѣ Ельцѣ 60-лѣтнiй вице-адмиралъ Николай Степановичъ Маньковскiй по приказу НаркомВоенМора Троцкаго былъ арестованъ ВЧК и убитъ въ тюрьмѣ.

Хорошая ссылка

Господа, нашъ Андрѣевскiй флагъ
Надъ кормой бѣлой птицею рѣетъ,
Мы не сдѣлаем въ сторону шагъ,
И пусть вѣра въ бою насъ согрѣетъ.

Не надо говорить, что мы уйдемъ,
И знамя наше волны похоронятъ,
Что кровь свою напрасно мы прольемъ,
Что Русь забудетъ насъ и врядъ-ли вспомнитъ.

Россiйскiй флагъ, Андрѣевскiй флагъ,
Ты провѣренъ въ бояхъ и въ походѣ,
И, пусть силы у насъ на исходѣ,
Съ нами Богъ и Андрѣевскiй флагъ!

Россия, Праздник, Память, heraldry/vexillology

Previous post Next post
Up