Raymond and Ray (2022)
Фильм, который возводит уже в энную степень мое восхищение маэстро Альфонсо Куароном, который тут выступил продюсером.
Я влюбилась в него, есть стиль, его истории, в камеру Эммануэля Любецкого, его фантастические саундтреки еще в 2001, после Y tu mama tambien.
В Raymond… после первых 10 минут, прекрасно осознавая, что это кинополотно, равно как и то, что сценарий принадлежит перу Родриго Гарсиа, сыну классика Г.Г. Маркеса, и, уловив с первых «тактов» связь этой истории с что с The Darjeeling Ltd мистера Андерсона, что с Sideways/Nebraska мистера Пейна - все, что я так люблю и ценю, я, тем не менее, терзалась смутными сомнениями относительно того, что не могло тут обойтись без влияния (Уильяма нашего Шекспира) Альфонсо Куарона. И на сей раз опять не ошиблась.
Ибо этот дождь начальных и финальных кадров, все эти road movie-дела, эти бесконечные, изумительные, очень личные диалоги (снимаю шляпу перед Маркесом!), и невероятный оригинальный OST Джеффа Била (и особенно его фантастическая Exit Music в стиле Майлза Дэвиса на финальных титрах - такой великолепный парафраз Watermelon in Eastern Hay Фрэнка Заппы в упомянутом уже Y tu mama tambien) - это чудесное рондо - чистой воды Куарон и никто иной.
Он - моя вечная любовь и восхищение, потому что все эти Children of Men и Gravity - это, конечно, чудесный монументализм, но никто ТАК не умеет рассказывать ТАКИЕ камерные, такие интимные , тонкие, изящные, щемяще-простые и в то же время почти библейски-мудрые истории, почти притчи, посредством киноязыка. Ну, еще Кевин Патрик Смит, но «это другое» .
Родриго Гарсиа - блестящий сценарист, о, все эти невероятные диалоги, гремучая смесь смеха и слез, феноменальная режиссура и филигранная работа с актерами. Уверена совершенно в испытанном (множественном оргазме) восторге от работы с ним что МакГрегором, что Хоуком. Офицер Юэн МакГрегор невероятен и так точен тут, но это и не первая его совместная работа с Гарсиа.
Его партнерство с Хоуком невыносимо прекрасно, он ни разу не перетянул на себя одеяло, что значит настоящий Мастер, при этом, в общем, это очень тихая, камерная, но такая яркая сама по себе роль, переливающаяся как перламутр и играющая тонким психологизмом как играет мириадами пузырьков разлитое в Crystal flute glasses Dom Perignon Cuvee - мечта любого настоящего актера.
Итан Хоук тут абсолютно прекрасен, он так тих, и драматичен, и очень непрост, и так прозрачно сексуален, мало разговаривает, но актерски разворачивается на 180°, и эта его игра на трубе, что на кладбище, что в клубе, все эти джазовые импровизации, для того, чтобы отпустить всю многолетнюю боль души - это магия чистой воды и именины сердца.
Бесподобная, как обычно, Марибель Верду, такая яркая и ироничная, наполовину по-английски, наполовину по-испански сыгравшая тут, и эти их отношения с Рэймондом-Макгрегором , в которых одновременно столько боли и столько солнца!
Невероятный чилийский оператор Игор Жадю-Лилло (если не знать, можно решить, что опять снимал Любецкий, тем более он уже снимал с Маркесом Last days in the desert), но мне достаточно и того, что он снимал фантастическое видео на песню Blur Coffee and TV c Гартом Дженнингсом/Ником Голдсмитом (Hammer&Tongs), одно из лучших музыкальных видео ever!
В общем и целом, это бриллиант, а не фильм. Если Roma - маленький визуальный шедевр с оммажем Андрей Арсентьевичу Тарковскому и французскому/итальянскому неореализму 60-х в лице (в основном) М. Антониони/Л. Висконти, то Raymond and Ray - вполне закономерное возвращение больших мастеров XXI (уже!) века (и Гарсии как режиссера, и Куарона как продюсера) к нежнейшему, камерному, тончайшему, психологическому авторскому (в лучшем его проявлении) кинематографу середины 1990-2000х гг.
То, чего так остро сейчас не хватает. Гиперталантливой простоты и профессионализма в его высшей форме. Брависсимо и нижайший поклон всем и каждому из cast and crew.