Jan 16, 2020 16:14
За прошедшие неполные тридцать лет "незалежной" Украины по ней прокатилась череда "майданов", каждый из которых выдвигал наверх различных мутных людишек. Иной раз из самых "низов" общества, то есть тех, кто без "майдана" продолжал бы оставаться, по словам Паниковского, "жалкой ничтожной личностью". Конечно, в истории любой страны бывает такой период, когда власть становится разменной монетой. Но на Украине подобная ситуация давно уже стала традицией, уходящей корнями в семнадцатый век.
Для начала хочу вспомнить старый армейский анекдот. Сын полковника спрашивает отца: "Папа, а я буду полковником?" Отец отвечает: "Будешь". Сын: "А генералом стану?" Отец: "Не станешь". Сын: "А почему?" Отец: "У генералов свои дети есть".
Анекдот не следует воспринимать буквально. Не все генеральские сынки становятся генералами. И не все генералы происходят из генеральских семей. Но на Украине семнадцатого века такое происходило на самом деле. Сын сотника становился сотником, сын полковника - полковником. Исключений почти не бывало. Но, как говорит украинская поговорка: "Дурень думкой богатеет". Крепостной мечтал стать казаком, казак - сотником, сотник - полковником, полковник - гетманом или магнатом. И начинался "майдан". Если повстанцам сопутствовал успех, то они вступали в переговоры с королем и выторговывали увеличение казачьего реестра. Несколько тысяч крепостных становились казаками. Несколько десятков человек - сотниками. Несколько сотников - полковниками. Ну, и полковники в накладе не оставались. Такие переговоры не один раз вел и сам Хмельницкий.
Если "майдан" не имел успеха, то войско дружно сдавало мятежного гетмана, которого казнили, зачастую изуверским способом, а само со спокойной совестью расходилось по хатам. Такая участь едва не ожидала Хмельницкого при Берестечко, но он вовремя сбежал вместе с крымским ханом.
Мне могут возразить: "Ну, а Разин с Пугачевым? Они тоже восставали. Их тоже сдали". Разин и Пугачев восставали, чтобы победить или умереть. И переговоров с царем они не вели. И сдавало их не войско, которое к тому времени было уже разбито, а горстка ближайших сподвижников.
После присоединения левобережной Украины к России, традиция "майданов" не прекратилась, тем более царь разрешил самостоятельно выбирать гетманов. Резали, стреляли друг друга. Неудачники ссылались в Сибирь, либо бежали в Польшу, Крым, Турцию. Прекратил эту "веселуху" Петр Великий. После измены Мазепы гетманов стали назначать.
Какой из этого следует вывод? На "незалежной" Украине майданы будут продолжаться до тех пор, пока от "незалежности" не останутся одни воспоминания. Потому что "дурень думкой богатеет".
Украина,
общество,
история