Оказывается, концертное исполнение оперы - без костюмов, без декораций, просто чистый оркестр и вокал - обладает определёнными преимуществами. Вчера я в этом убедился, когда слушал в Московском Международном Доме Музыки оперу Джузеппе Верди "Аида".
Уникальная для меня ситуация - я не знал абсолютно ничего о предстоящем мероприятии! В Светлановском зале ММДМ я ни разу до этого не был (да и вообще про то, куда ехать, я узнал только накануне вечером), оперу раньше не слушал и даже либретто не читал. Ну, догадывался, конечно, что Аида - женское имя... Непосредственно исполнение тоже ситуацию не прояснило - пели на итальянском языке (а я его так и не выучил), отсутствие подсказок в виде действий, декораций и костюмов... Казалось бы, такая ситуация должна была меня расстроить и повергнуть в уныние, но ведь это же был Верди!
Стоило закрыть глаза, как я прямо растворился в музыке. Как будто я слушал запись, но ведь никто не будет спорить, что никакая запись не в состоянии передать всё очарование живого концерта? Вряд ли сейчас я смогу узнать что-либо из услышанного (кроме Триумфального марша и ещё пары вещей, показавшихся мне смутно знакомыми), но тогда я наслаждался каждой нотой. Всё-таки Верди - это Верди!
Чтобы
Irenex случайно не подумала, что я заснул, пришлось глаза открыть. Зато я снял очки, эффект был примерно тот же. Но ко второму акту очки были возвращены на положенное место - артисты раскочегарились и стали ещё и играть! Сначала редкие жесты, потом всё эмоциональнее, а к финалу, как мне кажется зрители уже жалели, что артистам приходится выступать на узкой полоске сцены. Это надо было видеть...
Единственный даже не недостаток, а область для улучшения - как мне кажется, всё-таки место оркестра в яме, а не на сцене. Нет, играл он замечательно и в этом зале звучал просто потрясающе, но вот прекраснейшие вердевские дуэты и прочие формы совместного исполнения частенько заглушались музыкой, голосов иногда было не разобрать. А то, что кто-то из духовых разок привнёс свою трактовку партии, так в этом-то и прелесть живого исполнения...
PS. В постановке принимали участие артисты театра: Елена Михайленко (Аида), Вадим Заплечный (Радамес), Ксения Вязникова (Амнерис), Сергей Топтыгин (Амонасро), Алиса Гицба (Верховная жрица), Михаил Гужов (Рамфис), Александр Киселёв (Царь Египта), Михаил Серышев (Гонец). Плюс оркестр театра "Геликон-Опера", которым дирижировал народный артист России Владимир Понькин. Плюс замечательный хор. Именно благодаря этим людям я и провёл чудесные два с лишним часа!
PPS. Ещё про концерт можно почитать на официальном сайте театра "Геликон-Опера"
здесь и
здесь, а фотографии с концерта - посмотреть
здесь. Найдите на последней фотографии меня в девятом ряду ;-)