Желание попасть к
Duomo утром, пока площадь не заполнилась людьми и голубями (даже не знаю, что из этого хуже), подвигло меня практически на подвиг - подняться пораньше и съехать из гостиницы с таким расчётом, чтобы успеть ознакомиться с расположенной не сильно далеко церковью Santa Maria degli Angeli, относящейся к ордену францисканцев. Подкрепившись завтраком с тремя чашечками кофе, я отправился в поход по улице с милым моему сердцу названием Via Della Moscova. Долго ли, коротко ли шёл - не помню, но довольно быстро моему взгляду открылась искомая церковь…
Chiesa di Sant'Angelo (уменьшительно-ласкательное название церкви) была построена в середине XVI века здание приказу испанского генерал-губернатора Милана Ferrante Gonzaga. Дизайн проекта был разработан Domenico Giunti. Лично мне он понравился…
Правда, для постройки пришлось снести существовавший с 1418 года храм, но кто ж им считает?..
Фасад здания в стиле позднего маньеризма был закончен только в 1630 году. Надо сказать, что данному храму повезло - он вошел в число тех немногих миланских церквей, которые не подверглись реконструкции в «неоготическом» стиле в период XIX века…
Дополнительная «фишка» церкви - наличие рядом круглого фонтана. При первом взгляде издалека кажется, что у фонтана стоит монах и что-то в нем внимательно высматривает (свидетельство тому - первая фотография данного поста). И только подойдя ближе обнаруживаешь, что монах-то оказывается не живой, да и он не столько смотрит, сколько говорит что-то примостившимся на противоположном крае фонтана голубям.
Насколько я помню историю, птицам в свое время проповедовал святой Франциск (он же - Франческо) Аззиский, так что логично предположить, что этот фонтан-памятник работы Giannino Castiglioni устроен в его честь.
Затем я направился к
Duomo, после которого занялся поисками маленькой, но очень ответственной Chiesa di Santa Maria presso San Satiro. Поистине, это самое замаскированное культовое сооружение Милана!
Вроде бы и располагается совсем рядом с площадью Duomo, а так легко промахнуться или просто проскочить мимо! Особенно, если вход с Via Torino попросту закрыт…
Свою историю церковь ведёт с 876 года, когда это была всего лишь небольшая часовенка в саду архиепископа Апсперто, посвященная святым братьям Сатиро и Амвросию. Кирпичную колокольню пристроили только в XII веке. А в 1242 году явилось чудо - изображенная на одной из фресок Мадонна с младенцем начала источать слезы…
И вот тут-то произошло то, из-за чего данная церковь вошла в мой шорт-лист достопримечательностей, обязательных к посещению в Милане. Поскольку размеры часовни для желающих лично лицезреть святыню были слишком малы, миланский герцог Людовик Моро поручил своему любимому архитектору Браманте церковь побольше. Поскольку я таки надеюсь когда-нибудь показать детям римские достопримечательности, мне было интересно, как будущий архитектор собора Святого Петра на заре своей карьеры ухитрился вписать новую церковь в ограниченное пространство уже существующей…
Дальше я отправился к
фондовой бирже. Плутая зигзагами по миланским улицам, я случайно попал к церкви, о которой знал ранее, но перед поездкой отнес к категории «посмотрю, если останется время» - San Sepolcro.
Собственно, мне была интересна даже не столько сама церковь, в которой вроде как хранятся привезённые крестоносцами горсть Святой Земли и прядь волос Марии Магдалины, сколько одноименная площадь. Именно на этой площади 23 марта 1919 года Бенито Муссолини провёл митинг, на котором было объявлено о создании движения под названием Итальянский союз борьбы («Fasci italiani di combattimento»). Участники этого митинга, записавшиеся в этот день в члены «союза борьбы», стали впоследствии звать себя «сан-сеполькристами», и в эпоху Муссолини пользовались почётными привилегиями в тойсамойпартии.
Как говорят, выбор места митинга был неслучаен. В итальянском языке San Sepolcro - Гроб Господень. Именно в этом храме, только что переименованном в храм Раки Господней, проводил в 1100-1101 годах агитацию за крестовый поход на Иерусалим архиепископ Ансельм IV. В этом храме в 1001 году отслужили мессу участники похода, отправлявшиеся во главе с Ансельмом в Иерусалим освобождать Храм Гроба Господня. Тем самым звание «сан-сеполькрист» вызывало аналогии с рыцарями-крестоносцами, готовыми сложить свои головы за святую идею.
Вот интересно: то, что непосредственно на площади сейчас автостоянка, а напротив церкви располагается центральный комиссариат карабинеров - не сделано ли это специально, чтобы избежать новых исторических митингов?..
Две башни: San Sepolcro и комиссариат полиции