Современная литература

Nov 03, 2006 19:39

За последние 10-15 лет постоянно идут дискуссии о том, что сейчас собой представляет современная литература, каковы её задачи и какой она будет в будущем. Думаю, что ошибкой многих из спорщиков является то, что они считают, что литература исчезнет в ближайшее время, так как перестанет быть кому-то необходима. Её существование на протяжении нескольких тысяч лет говорит о том, что это необходимая часть человеческой жизни, что литература, в какой бы форме она не была, нужна человеку. Конечно, можно сказать, что литературу вытеснят другие творения человека, но в это мне, во всяком случае, верится мало.

Но каким же путём будет развиваться современная литература? Я готов предложить несколько её путей, при этом все они уже существуют сейчас, а, как известно, чтобы узнать будущее, нужно внимательнее вглядеться в настоящее, притом иногда сразу незаметное.

Первый путь прост и понятен тем, что он подразумевает под собой никаких серьёзных изменений. Действительно, в современной литературе существует масса жанров, которые удовлетворяют все вкусы, что говорит об универсальности литературы. Она стала продуктом широкого потребления, поэтому в ней есть произведения всех и для всех. Многие любят посетовать, что литература опошлилась, нет свежих идей и сплошная тривиальность, что люди в своей массе читают детективы, в крайнем случае, современный роман, а лишь небольшое количество людей читает стоящую литературу. Но такое расслоение существовало всегда. В древности книги были на вес золота, затем появились лубочные сборники и художественные сказки, в XIX веке существовали журналы и сборники юмористических рассказов, причём также оформленных с помощью картинок и зарисовок. К середине XX века существовали авторы советские, о которых сейчас уже никто не помнит, например, драматург Билль-Белоцерковский. Теперь это детективы Д.Д. и другая массовая литература. Почему люди читают такие книги? Причина в том, что эти книги во многом соответствуют тем настроением, тем обстоятельствам, в которых в данный момент времени находятся люди, они ощущают свою близость с персонажами, с теми событиями, в которых оказываются герои произведений. В романах Д.Д. её героини частенько ездят на метро, ходят по улицам, в общем, оказываются в той среде, где этот роман будут читать. Эта связь между действительностью и литературой заставляет людей читать романы не задумываясь, что на самом деле плохо. Увлечение фантастикой, как мне кажется, понятно, потому что людям хочется вырваться из своей скучной действительности, оказаться в другом мире, где, как многим кажется, реальность лучше нашей. И это увлечение было всегда, например, фантастические романы советского периода о светлом коммунистическом будущем. Так что я не вижу принципиальной разницы между этими двумя типами современной массовой литературы, и если принимать вариант неизменяемости литературы в перспективе, то разделение между массовой и малотиражной литературой сохранится, и массовая будет состоять из двух основных классов.

Второй путь мрачен, но при этом имеет право на существование. Собственно, его в своём рассказе «451◦C по Фаренгейту» изложил Рей Брэдбери. Суть его в том, что литература превратится в краткое изложение фабулы, то есть в брошюрку, и великие произведения будут изучаться за несколько минут. Правда, в конце концов, книги совсем исчезнут, но я не уверен в таком продолжении событий. Но то, что читать, например, «Войну и мир» стали в кратком изложении, давно перестало быть новостью. В будущем размеры книг будут небольшими, а произведения классические будут издаваться в сокращённом варианте. Это тоже уступка массам, но коммерчески успешная, так как издательство «Penguin», предложившее сокращенные издания больших произведений в 1930-х, является сейчас одним из самых богатых издательств мира.

Третий путь развития литературы ― это переход к публикации не художественных произведений, а мемуаров и записей в Интернет-блогах. Мемуары и биографии сейчас пишут едва ли не все артисты, при этом как известные, так и не слишком знаменитые. Выпустить свою книгу о своей жизни уже считается нормой, да и их продажа идёт весьма хорошо. Людям нравится читать о жизни артистов, о смешных эпизодах из их биографии. Причиной тому является то, что имя артиста, например, Золотухина, который выпустит скоро уже 10-ую книгу, составленную из его дневников, хорошо известно, поэтому не требуется особых средств на раскрутку его произведений. Кроме того, их биографии были насыщены разными событиями, им удавалось встретиться с великими людьми, тогда как обычным людям такой возможности не выпадало. А быть хоть чуть поближе к знаменитостям хочется всем. Записи же в дневниках уже публикуются и имеют успех у читающей публики. Дневники в Интернете создали новый литературный жанр, потому что многие люди выносят свои мысли на обозрение других, и эти чувства, эти размышления не выдуманы автором, а являются правдивыми, что привлекает читателей. Многие обыкновенные люди оказываются настоящими писателями, и популярность их блогов растёт.

Четвёртый вариант ― это переход от книги к изображению. Многие люди не читали огромное число произведений, но знают их содержание по фильмам. Раньше многое воспринималось людьми через театр, но с распространением телевидения посещение театра стало роскошью. Съёмка фильмов по литературным произведениям очень прибыльно, каналы зарабатывают большие деньги на экранизации классики, кинокомпании чрезвычайно много получают от проката фильмов, поставленных по сюжету книг. Правда, просмотр экранизации побуждает людей читать оригиналы, что является хорошим знаком. Поэтому, возможно, скоро литература будет полностью зависеть от экрана.

Эти варианты не исчерпывают собой все гипотезы о развитии литературы. Но я думаю, что задача современной литературы в том, чтобы сохранять неподдельное искусство, открывать в человеке те его стороны, которые ещё ему самому неизвестны. Поэтому многие интеллектуальные романы мне не нравятся, так как в них есть очень глубокомысленные рассуждения и философствования, но новых идей нет.

литература, история

Previous post Next post
Up