МОРСКОЙ КОСМИЧЕСКИЙ: НА СВЯЗИ - ВСЕЛЕННАЯ!
Начнем, пожалуй, с самых необычных плавсредств из когда-либо стоявших на рейде и у причалов одесского порта. Отличить их от других судов с легкостью мог даже далекий от морской тематики человек - по совершенно фантастическому профилю, который создавало размещенное на палубе оборудование, прежде всего параболические антенны. Более грамотный гражданин мгновенно определял и название белоснежного красавца, представшего его взору.
Если две большие антенны и две поменьше - значит, «Гагарин». Две относительно небольшие (в середине и на корме) и третья, заключенная в радиопрозрачный «кокон» на крыше носовой надстройки, - «Королев». Ну а «Космонавт Комаров» и вовсе выглядел так, будто строили его не моря бороздить, а покорять космический вакуум. Визитная карточка судна - два огромных шара, защищавших антенны от ветра и нескромных взглядов.
Официально они назывались научно-исследовательскими кораблями СКИ ОМЭР - Службы космических исследований отдела морских экспедиционных работ АН СССР. Неофициально - «морским космическим флотом». Было их одиннадцать штук. Три базировались в Одессе, остальные - в Ленинграде.
Своим появлением на свет чудо-суда обязаны советской космической программе и… географическому положению Союза. Отправляемый на орбиту аппарат должен постоянно находиться под наблюдением с Земли. Однако при орбитальных полетах шесть из шестнадцати суточных витков проходят над океанами и остаются «невидимыми» с территории СССР. Военных баз и колоний в южном полушарии у нас никогда не было. Выход нашли в создании плавучих платформ, напичканных самыми современными на тот момент системами связи. Кроме видимых стороннему наблюдателю, каждое такое судно несло по несколько десятков антенн различного типа и назначения. Они могли поддерживать контакт Центра с со спутниковой группировкой, орбитальными станциями и другими управляемыми аппаратами. Словом, выполняли функцию связующего звена, без которого претендовать на роль пионера космоса Союз никак не мог.
Кстати, одно из одесских «космических» судов - «Комаров» - именовалось также «лунным», поскольку первоначально входило в состав флотилии, сопровождавшей советскую программу по покорению естественного спутника Земли. Программу, как известно, свернули после высадки на Луне экипажа американского «Аполлона-11».
Где сейчас обретаются суда СКИ ОМЭР? Увы, новым государствам, образовавшимся на руинах великой страны, морской космический флот нужен был, как зайцу стоп-сигнал. И десять из одиннадцати кораблей в течение 1990-2000-х годов благополучно отправили на слом, причем первой рассталась с наследием Союза Украина. Последний плавучий «космонавт» - «Виктор Пацаев» - стоит на вечном приколе в порту Калиниграда как экспонат Музея Мирового океана. Говорят, его антенны еще принимают сигналы из космоса и передают их в ЦУП…
УНИКАЛЬНАЯ «ЗАЖИГАЛКА»
Следующей нашей героине повезло несколько больше, чем покойным «Гагарину», «Королеву» и «Комарову». На иголки ее не отправили, и сейчас представительница единственной за всю историю человечества серии субмарин, способных передвигаться под водой на дизельном ходу, не выпуская шноркеля, радует глаз посетителей мемориала героической обороны Одессы «411-я батарея». Хотя ни к героической обороне в частности, ни к Одессе в целом этот боевой корабль не имеет никакого отношения.
Разработкой подводной лодки с дизелем, которому не нужен контакт с атмосферой, в Советском Союзе занимались с 1930-х годов. Однако достичь осязаемых результатов конструкторы смогли только после войны. Так в 1950-м году родилась М-254, первенец проекта 615 (по классификации НАТО - «Квебек»).
«Одесская» лодка была семнадцатой в серии и носила при жизни номер 296. Заложили ее в 1955-м году на ленинградском заводе «Судомех». Через год спустили на воду, а 1958-м она вошла в состав 27-й отдельной бригады подлодок Черноморского Флота. Корабль имел в длину 56,8 метра, в ширину - больше четырех метров. В надводном положении лодка могла развивать скорость 16 узлов (примерно 30 км/ч), в подводном - 15. Автономность составляла тридцать суток, но «эмка» редко когда была в море больше трех.
Фото interestingukraine.kiev.ua
Каких-то особых подвигов «наша» субмарина не совершила, в боевых действиях не участвовала, и в 1979-м ее благополучно списали. Уже готовились отправить на металлолом, как вдруг одесскому горкому КПСС срочно понадобилась подлодка, чтобы выставить на создаваемом мемориале «411-я батарея». Собственно, партийные функционеры хотели заполучить единицу флота, участвовавшую в Великой Отечественной, но таковой моряки не нашли. Поэтому они отдали одесситам списанную М-296. Перед отправкой в Одессу с лодки сняли все оборудование, а корпус распилили на части. Собирали корабль уже на территории мемориального комплекса, где он и красуется до сих пор, изображая героическую «Малютку». Много было разговоров о том, чтобы привести в порядок отсеки и устроить в них музей, но, к сожалению, так и не сподобились.
Что касается 615-го проекта в целом, то он оказался довольно неудачным. Прежде всего - из-за высокой пожароопасности энергетической установки. Подводники прозвали эти лодки «зажигалками», и они не раз оправдывали свое прозвище. В 1956-м году снижение доли кислорода в газовой смеси спровоцировало объемный взрыв на М-259, которая проходила испытания в Финском заливе. Погибли четыре моряка, еще шестеро получили тяжелые травмы и ожоги. Через год похожая авария вызвала пожар на лодке М-256. Тогда спасли лишь семерых (из 33) членов экипажа.
Вторым важным недостатком проекта было то, что работа дизеля по замкнутому циклу сопровождалось шумом, демаскировавшим лодки. Поэтому в первой половине 1970-х на проекте окончательно поставили крест. Развития он не получил.
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ «ЦИКЛОНА»
Третий наш герой - урожденный американец. Буксир, построенный в Нью-Йорке в 1944 году, изначально носил номер ST490 и верой и правдой служил вооруженным силам США. Но через три года он эмигрировал в СССР, где получил новое имя «Циклон».
Путь из Нью-Йорка в Одессу маленького буксира, предназначенного для работы на реках и в закрытых гаванях, был чрезвычайно трудным. Достаточно сказать, что при попытке пересечь Атлантику затонуло три буксира аналогичного типа. Четвертый был доставлен в Британию на палубе океанского судна, и только «Циклон» смог добраться по воде: до Гибралтара - на буксире у теплохода «Генерал Черняховский», а через все Средиземное и Черное моря - своим ходом. Во время этого героического перехода суденышко несколько раз попадало в сильные шторма и было на краю гибели, но все же благополучно прибыло в Одесский порт, где и проработало более сорока лет.
Всесоюзную известность буксир приобрел в 1982 году, после съемок кинокомедии «Берегите женщин». Этот фильм, в котором играли популярные актеры (Андрей Градов, Игорь Скляр, Юрий Медведев, Елена Козелькова) и звучали песни Юрия Антонова, до сих пор не сходит с телеэкранов. «Циклон» снялся в одной из главных ролей - буксира-пенсионера, намеченного к списанию в утиль. По сюжету фильма, комсомольцы портофлота и судоремонтного завода не отдали ветерана на переплавку и в свободное от работы время провели капитальный ремонт и полную модернизацию.
Кадр из к/ф «Берегите женщин»
К сожалению, в жизни судьба «Циклона» оказалась не столь светлой. Однажды зимой, работая в покрытой льдом акватории порта, старый буксир вспорол себе днище. Пробоина длиной около метра оказалась фатальной: судно продержалось на воде не более двух минут. Морская вода привела в окончательную негодность механизмы и электрооборудование. После подъема на поверхность «Циклон» было решено списать, и в середине 1990-х героический буксир разрезали.
«ГОРЬКИЙ»: МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ ФЛАГМАН
Истинный ариец, построенный сумрачным немецким гением на крупнейшей западногерманской верфи в городе Киль. Получив при рождении в 1969-м году имя «Гамбург», он предназначался для трансатлантических круизов. Так бы и возил лайнер буржуев между Старым и Новым светом, не разразись в начале 1970-х нефтяной кризис. Турбоход, оснащенный силовой установкой мощностью 22 тысячи лошадиных сил (немерено топлива жрет!) и развивавший скорость до 22 узлов, стал нерентабельным, был пущен с молотка и в январе 1974 года перешел в собственность ЧМП.
Еще до ввода в эксплуатацию советским пароходством судно был арендовано английскими кинематографистами для съемок фильма-катастрофы Juggernaut. То ли это обстоятельство, то ли новое имя «Максим Горький» (в честь автора пьесы «На дне») - в любом случае, что-то явно наложило мрачный отпечаток на дальнейшую судьбу судна, которое стало несчастливым флагманом советского пассажирского флота.
Фото korabley.net
Первое покушение на «Максима Горького» произошло уже осенью 1974 года, когда в пуэрториканском порту Сан-Хуан на палубу теплохода полетела граната. В результате взрыва пострадало двое членов экипажа. Судя по всему, отношения советских моряков с пуэрториканцами были очень непростыми: в следующем году в том же порту под днищем судна взорвались одновременно две бомбы. К счастью, террористы не были знакомы с конструкцией теплохода и сделали пробоины в балластном танке, что не повлияло ни на плавучесть, ни на скорость судна.
Однако на этом злоключения «Горького» не закончились.
В 1977 году в результате столкновения со льдиной у берегов Шпицбергена лайнер получил пробоину в носовой части. Экипаж устранил неисправность своими силами, в результате инцидента никто не пострадал.
В 1980 году «Максим Горький» стал заложником большой политики: в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан лайнеру под красным флагом запретили вход в гавань Нью-Йорка.
В 1989 году турбоход едва не повторил печальную судьбу «Титаника». В результате очередного столкновения с огромной льдиной у берегов Шпицбергена было затоплено три отсека, но пассажиров и судно вновь удалось спасти благодаря самоотверженным действиям экипажа и спасателей.
В том же году «Максим Горький» оказался в центре внимания всех мировых СМИ: на борту лайнера в мальтийском порту Ла-Валетта произошла историческая встреча президентов Михаила Горбачева и Джорджа Буша-старшего. Этот саммит фактически положил конец «холодной войне» и ознаменовал собой новый этап в международных отношениях. Встреча прошла без жертв и разрушений, по крайней мере на борту судна.
Очередной трагический случай произошел на «Максиме Горьком» в 1991 году, когда после возгорания в одной из кают в дыму задохнулись три члена экипажа. К тому времени судно уже было зафрахтовано немцами, и советских туристов на борту не было - только наша команда.
Срок фрахта закончился в 2008. К тому времени лайнер предполагалось капитально отремонтировать и кардинально модернизировать. Но увы: в судьбу турбохода снова вмешался мировой кризис, на этот раз финансовый. От планов модернизации пришлось отказаться, а мэрия Гамбурга не смогла найти достаточно средств, чтобы выкупить судно и превратить его в плавучий конференц-зал и памятник инженерного искусства.
23 октября 2008 года, во время прощального круиза, лайнер в последний раз посетил Одессу, а 8 января 2009-го «Горький» продали на металлолом за 4,2 миллиона евро…
ЧП «ТУАПСЕ» : В ПЛЕНУ У ГОМИНЬДАНА
Как и современные украинские, советские моряки частенько попадали в криминальные и политические передряги. Но в отличие от своих преемников, при попытке захвата судна активно сопротивлялись, что, как правило, позволяло избежать плена. Одно из немногих исключений - судьба танкера «Туапсе».
Для начала - предыстория. В далеком 1911 году на обломках маньчжурской империи Цин была создана Китайская Республика. В 1926-27 годах Национально-революционная армия Китая во главе с лидером партии Гоминьдан Чан Кайши при поддержке СССР осуществила Северный поход и объединила страну в единое государство. Советский Союз оказывал гоминьдановцам помощь и в последующем, пока китайский генералиссимус не схлестнулся в борьбе за власть в Поднебесной с коммунистами Мао Цзедуна. Тогда Москва отвернулась от Чан Кайши.
К 1949-м году маоисты окончательно вытеснили Гоминьдан с материка на остров Тайвань. Началась «эпоха двух Китаев» - материковой коммунистической КНР и Китайской республики на Тайване, - продолжающаяся по сей день.
Большинство стран мира долгое время не признавали КНР. Китайское кресло в Совете Безопасности ООН принадлежало представителю Тайваня. В свою очередь, Советский Союз как союзник КНР не поддерживал с бывшей Формозой никаких отношений. Гражданская война фактически продолжалась: тайваньское правительство, заручившись поддержкой США, пыталось организовать морскую блокаду материкового Китая и задерживало иностранные торговые суда в тайваньских и китайских водах. Заложником этой ситуации стал советский танкер «Туапсе», порт приписки - Одесса.
23 июня 1954 года путь нашему судну, перевозившему в Шанхай груз керосина, преградил тайваньский эсминец, который приказал «Туапсе» остановиться для досмотра. Советские моряки не выполнили приказ и остановились только после того, как эсминец открыл огонь. Экипаж танкера был задержан, судно арестовано. Причиной ареста стал тот факт, что керосин якобы мог быть использован для заправки боевых самолетов (что, по всей видимости, соответствовало действительности).
В связи с тем, что дипломатических отношений между Москвой и Тайбеем не было, советские дипломаты обратились за посредничеством к США. Как позже выяснилось, захват танкера произошел на виду у американских боевых кораблей, а сотрудники ЦРУ тщательно осмотрели судно и документацию - видимо, искали военные грузы и материалы. Кроме того, шла усердная «обработка» советских моряков, чтобы склонить их к эмиграции. В ход шло и физическое, и психологическое насилие, и прямой обман.
Двадцать членов экипажа «Туапсе» подписали прошение о предоставлении им политического убежища в США. Дальнейшая судьба их была печальной. Один моряк покончил жизнь самоубийством, двое умерли на Тайване. Трое матросов впоследствии отказались от прошения, были осуждены тайваньским судом к десятилетнему заключению и смогли вернуться домой только в 1988 году. Четверо матросов выехали в Уругвай, где явились в советское консульство, были отправлены на Родину и получили по 15 лет лагерей. Девять членов экипажа уехали в США, пятеро из них в 1956 году добровольно вернулись в СССР, где были осуждены за измену Родине. Остальные были осуждены советским судом заочно.
Двадцать девять советских моряков, которые не поддались на шантаж и уговоры, при содействии правительства Франции и шведского Красного Креста были освобождены и в 1955 году благополучно вернулись на Родину.
Танкер «Туапсе» был конфискован и зачислен в состав гоминьдановских ВМС под названием «Куайцзи». Сейчас судно находится в тайваньском порту Гаосюн.
По мотивам этих событий в Советском Союзе сняли черно-белый фильм «Ч.П. - Чрезвычайное происшествие». Одну из главных ролей в нем сыграл Вячеслав Тихонов.
ПИРАТЫ XX ВЕКА: ГЕРОИЧЕСКИЕ «СЛУЦК» И «СВОБОДА»
В последние десятилетия торговые суда подвергались нападению пиратов не только у берегов Сомали. В 1980-е годы небезопасными для мореплавания были также Малаккский и Сингапурский проливы: пиратские атаки происходили там довольно часто. Основной целью азиатских флибустьеров была, как правило, судовая касса.
Нападали пираты и на суда под красным флагом. В 1983-м они попробовали взять приступом теплоход «Советские профсоюзы», экипаж которого отбил атаку. В том же году команда одесского теплохода «Капитан Слипко» не смогла отразить нападение, и пираты изрядно поживились судовым имуществом.
В 1987 году группа пиратов пробралась на борт теплохода ЧМП «Свобода», но моряки смогли нейтрализовать бандитов при помощи подручных предметов и штатных средств пожаротушения.
Спустя два месяца трое членов одного из преступных сообществ («триад») Сингапура скрытно проникли на борт теплохода «Слуцк», пробрались в каюту старшего механика Василия Макарова, связали его и с ножом у горла потребовали отдать деньги и драгоценности. Моряк смог пояснить, что ценности находятся в салоне. Когда нападающие развязали ему руки, Макаров закричал, схватил тяжелое кресло и начал бить им незваных гостей.
Пираты поняли, что сегодня им не обломится, и поспешили к выходу. К сожалению, стармех, который не прекращал орудовать креслом, как булавой, поскользнулся, и один из головорезов успел ударить его в плечо ножом. Когда на шум сбежался экипаж, пиратов и след простыл.
После оказания первой помощи стармеху «Слуцк» изменил курс и вернулся в Сингапур, где храброму одесситу была сделана операция. Через год в Москве была проведена вторая операция, в результате которой рука полностью восстановила работоспособность.
Министр морского флота СССР Юрий Вольмер вручил Василию Макарову грамоту министерства «За самоотверженные действия, проявленные при пиратском нападении».
Сингапурские пираты. Фото barganews.com
Отметим: еще в те времена капитаны ЧМП увещевали правительство, рекомендовали комплектовать экипажи судов, следующих в опасные районы, охраной из морпехов. Или же учить моряков приемам самообороны с помощью подручных средств. Но к ним не прислушались. А сейчас и слушать некому. С другой стороны, с какой стати нынешним мореманам рисковать жизнью? Не Отечеству ведь служат…
Другое дело, если моряк плавает под родным флагом, как было при Союзе. Пару лет назад в критический момент команда китайского сухогруза «Чжэньхуа-4» изготовила более 200 (!) бутылок «коктейлей Молотова» из пустых пивных бутылок, наполнив их легковоспламеняющейся краской и засунув в горлышки пропитанный дизельным топливом хлопковый запал. Два взрыва - и пиратов словно ветром сдуло с борта теплохода.
В 2009-м американская команда контейнеровоза, захваченного сомалийцами, самостоятельно вернула судно под свой контроль, взяв нескольких бандитов в плен. И таких историй очень много! Вот только украинцы в них обычно не фигурируют.
Продолжение следует…
Авторы - Олег Константинов, Сергей Дибров
Источник:
http://dumskaya.net/news/znamenitye-korabli-odessy-2-morskoj-kosmicheskij-028961/