Северный морской путь поставил рекорд: поток судов вырос в 4 раза за год

Jul 23, 2013 14:30



В 2013 году разрешение на проход по Северному морскому пути (СМП) получили уже 204 судна, против 46 в 2012-м. Это рекордное количество за последние годы. На сегодняшний день СМП является кратчайшим и наиболее экономичным маршрутом доставки грузов из Северной Европы через российский Дальний Восток в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Если, например, расстояние от порта Мурманск до японского порта Иокогама через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то по Северному морскому пути - только 5770 морских миль.

В прошлогоднюю навигацию основной грузопоток Севморпути обеспечили отечественные операторы: производитель газа «Новатэк» и «Норильский никель», располагающий парком собственных судов ледового класса, позволяющих компании обходиться без услуг ледоколов. Что до последних, уже сегодня флот российских атомоходов может обеспечить проход морским судам в течение восьми месяцев в году, говорит Валентин Давыдянц, капитан российского атомного ледокола. По заказу «Росатома» строится ещё один, закончить должны в 2017-м. Цена вопроса - 36,96 млрд рублей.

Правительство России ожидает к 2020 году более чем двадцатикратного роста грузооборота Севморпути - до 50 млн тонн.

Ещё в октябре прошлого года власти Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Тюменской области заявили о намерении экспортировать за рубеж товары, производимые в этих субъектах РФ, по Северному морскому пути. Причём, по словам губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, планируется доставлять не углеводородное сырьё, а продукцию деревообрабатывающего, лесопромышленного и агропромышленного комплексов.

Для этих целей, в частности, планируется использовать строящийся многофункциональный порт в посёлке Сабетта (ЯНАО). Проект строительства реализуется на условиях государственно-частного партнёрства, в 2012-2016 годах предусмотрено выделение на него федеральных средств в размере 47,2 млрд рублей и внебюджетных средств (ОАО «Новатэк») в размере 25,9 млрд рублей. Планируется, что к 2020 году грузооборот одного этого порта превысит 30 млн тонн в год: «Новатэк» добывает на Ямале природный газ и планирует вывозить СПГ с близлежащих месторождений.

О стратегическом значении СМП для России говорить излишне. Северный морской путь - важнейшая артерия для доставки жизненно важных грузов в отдалённые районы страны. В частности, на Чукотку. При этом есть все шансы сделать северный маршрут ещё и коммерчески значимым.

Согласно вступившему в силу в начале текущего года Закону о Северном морском пути (№132-ФЗ), взимание платы за сам факт прохода по СМП не предусмотрено. Однако портовые, лоцманские услуги, услуги ледоколов - всё это, естественно, небесплатно. Для того чтобы привлечь иностранных судовладельцев на Русский Север, необходимы значительные инвестиции в инфраструктуру. И государственно-частное партнёрство здесь видится идеальным вариантом. Пример строящегося порта Сабетта - тому свидетельство.

Источник: http://www.odnako.org/blogs/show_26952/

газ, Новатэк, ледокол, СМП, Ямал, Россия

Previous post Next post
Up