Новости портов Большой Одессы

Nov 16, 2012 18:05

1. Ахметов построит угольный терминал под Одессой


Не сумев договориться с портом "Южный" о строительстве угольного терминала, "Евраз" решил продать проект. Покупатель - холдинг "Портинвест" Рината Ахметова, пишет Forbes Украина.

Транспортное крыло группы СКМ - холдинг "Портинвест" покупает 100% компании "Причалы Коминтерна". Это ООО, созданное в 2005 году, работало над проектом нового угольного терминала в акватории Малого Аджалыкского лимана мощностью 10 млн т в год. Общая стоимость проекта оценивалась почти в $300 млн. Такие деньги для "Причалов Коминтерна" не были проблемой. Компания принадлежит аффилированному с Evraz Group Романа Абрамовича и Александра Абрамова кипрскому Frotora Holding.

"Их проект был очень амбициозным - экспорт российского угля через порт "Южный". Участок в 65 га они долго расчищали, пришлось расселить несколько домов из села на его территории", - рассказал Forbes.ua директор информационно-аналитического центра Black Sea Trans Константин Ильницкий. Но у земельного участка есть неприятная особенность. От воды его отделяет узкая полоска земли.

Эту проблему пришлось решать с администрацией "Южного". В 2007 году госпредприятие согласилось отдать участок шириной 50 м своей береговой полосы под узкий 300-метровый пирс "Причалов Коминтерна". Еще в 2010 году и.о. начальника порта "Южный" Вадим Пархоменко говорил, что проект движется. Но летом того же года порт возглавил Александр Лагоша, работавший генеральным директором компании "Авлита" Рината Ахметова. А уже в 2011 году "Южный" подал иск в Хозсуд Одесской области с требованием разорвать договор земельного сервитута, заключенный на 49 лет. В июне 2011 года Высший хозсуд окончательно лишил "внучку" Evraz Group в Украине кусочка территории порта площадью 0,31 га, без которого строительство угольного терминала теряло всякий смысл.
Это решение оказалось кстати для СКМ. Группа как раз создала холдинг "Портинвест", определив портовую деятельность как стратегическую. "Евразу" проку от лишенного доступа к воде терминала уже не было. Переговоры с СКМ начались, похоже, сразу после прошлогоднего решения суда. Менеджмент СКМ говорил о своих планах в порту "Южный" еще в 2011 году. Проект "Портинвеста" не менее амбициозен, чем планы "Евраза". Объем инвестиций - до $250 млн, номинальная мощность - до 16 млн т в год. Та же специализация - уголь. Разница в том, что у "Портинвеста" нет проблем с доступом к морю.

Источник: http://www.trans-port.com.ua/index.php?newsid=42921

2. Строительство украинского LNG-терминала начнется в конце ноября

Строительство LNG-терминала начнется 26 ноября. Об этом заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко во время выступления на саммите Атлантического совета по вопросам энергетики и экономики, который проходил 15-16 ноября в Стамбуле (Турция), передает пресс-служба Минэнергоугля.
"26 ноября начинается строительство терминала, и благодаря привлечению новейших технологий работы будут проходить быстро. Это будет плавучий завод, к которому будут подходить танкеры, что даст возможность значительно ускорить сам процесс строительства и получения газа", - сказал министр.

Напомним, терминал по приему и регазификации сжиженного газа будет построен в Одесской области, недалеко от порта Южный, мощностью 10 млрд куб. м природного газа в год. Стоимость проекта составляет 969 млн евро. Технико-экономическое обоснование проекта утверждено Кабинетом министров Украины 8 августа 2012 г.

Эксперты считают, что, диверсифицировав поставки газа, правительство уменьшит нагрузку на экономику страны и получит дополнительные аргументы для проведения переговоров о снижении цены на голубое топливо, пишут ФАКТЫ.

Украина сможет отказаться от дорогого российского газа гораздо раньше, чем еще недавно было принято считать. С 1 ноября поставки голубого топлива к нам в страну через территорию Польши начала немецкая компания RWE. Ее топливо стоит 360 долларов за тысячу кубометров, в то время как России, согласно контракту 2009 года, мы сейчас обязаны платить 432 доллара.

Еще больше снизить зависимость от дорогого российского топлива позволит появление LNG-терминала, строительство которого рядом с морским портом "Южный" должно начаться в ближайшие дни.
Ежегодно с помощью терминала в газотранспортную систему Украины планируется подавать около 10 миллиардов кубов газа.

Топливо будет поставляться по Черному морю специальными танкерами в сжиженном виде.

- Ежегодно через терминал в газотранспортную систему Украины планируется подавать порядка 10 миллиардов кубометров газа, - заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко.
Многие европейские страны уже имеют по несколько таких терминалов и продолжают строительство новых, так как на мировом рынке покупать сжиженный газ сейчас выгоднее, чем трубопроводный. С одной стороны, заметно ниже цена самого топлива, с другой - ты не связан долгосрочными контрактами и обязательствами с одним поставщиком. Ведь в мире достаточно много экспортеров сжиженного (LNG) газа, и на это рынок постоянно выходят новые страны. По мнению экспертов, построив терминал (а средства на проект выделит группа частных инвесторов), Украина сможет интегрироваться в мировой газовый рынок, начав пользоваться всеми перечисленными преимуществами.

- Рынок LNG достаточно гибкий, - рассказывает директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич. - С его появлением началась биржевая торговля газом, которая дает возможность более гибко реагировать на ценовые изменения на рынке, что выгоднее покупателю. Сам рынок газа с увеличением доли LNG-поставок становится не столько рынком продавца, когда доминируют долгосрочные контракты, сколько рынком покупателя. В этом смысле строительство своего LNG-терминала в любом случае благо, так как среди поставщиков появляется конкуренция. Я думаю, именно такой идеологии придерживаются те, кто реализует проект, и в определенной логике им не откажешь. LNG-терминал - это определенная энергетическая независимость, что всегда хорошо.

"На примере Европы мы видим, что можно получать газ на 20-30 процентов дешевле, чем по долгосрочным трубопроводным контрактам".

Как отмечают эксперты, одним из наиболее вероятных поставщиков сжиженного газа в Украину может быть Катар (эта ближневосточная страна является крупнейшим мировым экспортером LNG-газа и самым большим его поставщиком в Европу). По словам председателя координационного совета национального проекта "LNG-терминал" Виталия Демьянюка, переговоры о поставках проводились с несколькими катарскими компаниями, а также поставщиками из Алжира.

- Катар - один из наиболее перспективных поставщиков природного газа, - говорит независимый эксперт по вопросам энергетики Владимир Сапрыкин. - Какой будет цена? Пока сложно сказать. Обычно контракт на поставку LNG-газа состоит из двух частей. Большая часть цены - фиксированная, меньшая - может меняться. В принципе, на примере Европы мы видим, что есть возможность получать газ на 20-30 процентов дешевле, чем по долгосрочным трубопроводным контрактам. Это, во-первых, будет облегчением для бюджета и для потребителей, а во-вторых, мы получим третьего поставщика газа на рынок Украины (кроме "Газпрома" и стартовавших недавно реверсивных поставок из Германии). Таким образом, будет создан рынок, который позволит вести переговоры о снижении цен прежде всего с российским поставщиком.

Так или иначе, считают эксперты, интеграция Украины в мировой газовый рынок открывает перед нами достаточно широкие перспективы. Как отмечает Владимир Сапрыкин, теоретически можно даже говорить о поставках газа через украинский терминал и газотранспортную систему в Европу.

- Мировой рынок LNG - это растущий рынок, поскольку каждый год снижается стоимость и сжижения, и транспортировки газа, - говорит эксперт. - Десять лет назад LNG-газ был достаточно дорогим видом топлива, сейчас он успешно конкурирует с трубопроводным газом. Кроме того, в ближайшие годы на этот рынок выйдут новые мощные поставщики, такие как США, которые благодаря добыче сланцевого газа из импортера превратились в экспортера. Поэтому, думаю, в пределах десяти лет украинский LNG-терминал должен окупиться.
- Прогнозируя цену поставки LNG-газа в Украину, думаю, нам нужно ориентироваться на его спотовую (текущую рыночную. - Авт.) стоимость на европейском рынке, - отмечает Дмитрий Марунич. - Однако она не постоянна, зимой повышается, летом снижается. Впрочем, судить, что будет через пару лет, достаточно сложно. На американском континенте происходят революционные преобразования в сфере добычи, что может привести к существенному изменению цен. В любом случае международные экспертные организации прогнозируют, что в будущем LNG-поставки будут превалировать над поставками по долгосрочным контрактам.

Источник: http://www.trans-port.com.ua/index.php?newsid=42931

газ, Украина, lng, Южный, Одесса, Одесский Порт, танкер, терминал

Previous post Next post
Up