"Поединок" Куприна - вместо рецензии

Aug 02, 2023 17:17


Лишь сейчас добрался до огромного пласта литературы, до которого всё не доходили руки со школы. Наскучив работой, ощутил вчера вечером непреодолимое желание взять в руки что-то, что ни одной буквой не напоминало бы о программировании.  Случайный выбор пал на "Поединок" Куприна. Читал и не мог оторваться до тех пор, пока в четвёртом часу утра не начал клевать носом.

Интересна не только книга сама по себе, но и то, как она, подобно фрагменту мозаики, укладывается в общий контекст русской дореволюционной литературы. Взять для сравнения "Капитанскую дочку" Пушкина.  Главный герой зачислен в полк ещё до своего рождения и, пока не подрос, считался в отпуску.  Для фабулы существенно, что он - действующий офицер, но упор сделан на этическую сторону военной службы: что допустимо в общении с противником, а где уважение и симпатия к нему наталкивается на верность присяге.  Будни службы же показаны лишь вскользь, парой мазков.  Возьмём "Пиковую даму", где главный герой - военный инженер. И здесь тоже офицерский чин нужен, главным образом, как грань образа, в фабуле же существенной роли не играет - Герман не показан нам ни в строю, ни в штабе. "Герой нашего времени" Лермонтова - здесь, конечно, детали службы Печорина чуть более вплетены в повествование, но вытесняются даже не на второй, а на третий план по сравнению со сложным внутренним миром героя и его взаимоотношениями с другими людьми.

"Поединок" - книга совершенно иной эпохи.  Безвозвратно в прошлое ушло поместное дворянство, которое службой могло разбавлять однообразие деревенской жизни и пустоту светской. Служба и скудное жалованье - единственный источник средств к существованию для нового поколения офицеров. (Впрочем, таков же был и Герман из "Пиковой дамы", и для сюжета его бедность исключительно важна, но метод описания к нему применён тот, который был характерен в целом для эпохи служилых помещиков).

Если в произведениях начала столетия служба играет роль фона, на котором разворачивается не связанная с ней внутренняя жизнь героя, то в "Поединке" уже служба сделана той почвой, из которой эта внутренняя жизнь произрастает, той грубой материей, из которой строится более тонкая форма переживаний героя. Печорин исполняет службу (и, видимо, довольно хорошо), но не о ней на страницах романа думает.  У Ромашова, напротив, все честолюбивые мечты, беззаботные воспоминания детства, философские размышления о смысле жизни, исступлённая страсть к женщине - всё, словно на несущий каркас, опирается на повседневную реальность постылой службы с её муштрой, начальственным самодурством, руганью, битьём солдат.

Литература начала столетия - по преимуществу столичная.  Не в том смысле, что действие непременно должно происходить в столице ("Герой нашего времени" - это Кавказ и Тамань, "Капитанская дочка" - в основном тоже глухомань), а в том, что даже на фоне диких гор или степей герой мыслит и чувствует так, как ожидает от него столичный читатель.  Поэтому герой берёт с собой в провинцию свой петербургский лоск, образованность и нравственный склад. В "Поединке" же Ромашов, хоть и приехал из Москвы, но уже не из Москвы Болконских и Ростовых, а из Москвы разночинной, в которую её превратил "век не салонов, а гостиных, не Рекамье - а просто дам".  И даже этот, совершенно иной тип столичности, оказался быстро вытеснен и побеждён болотом захолустного городка, таким же засасывающем, как и вязкая грязь не его улицах.  Главный герой - мечтатель и романтик.  До самозабвения влюблён в одновременно женственную и холодную, расчётливую и нежную женщину, к тому же глубоко замужнюю.  И он же - следуя чисто физиологическому зову - продолжает тошнотворную для него связь с пустой и ограниченной особой. Затхлая атмосфера постепенно затягивает Ромашова и пропитывает его изнутри - каждый его порыв взяться за учебники оборачивается очередным бесцельно убитым вечером.

Обобщая, можно сказать, что литература второй половины столетия отличается от предшествующей тем, что ею оказался наконец понят принцип: "Бытие определяет сознание".  Уже не одинокий романтический герой своим светом освещает окружающую действительность, а наоборот - действительность сгущается и находит своё отчётливое выражение в герое.

Офицеры в полку делятся на несколько типов. Одни полностью срослись со службой, утратили все стремления и интересы, помимо служебных обязанностей и витальных потребностей.  Их более молодые копии спустя рукава влачат постылую службу и ещё находят в себе достаточно задора, чтобы разными способами от неё увиливать; эти ещё не обременены семьями и заполняют пустоту картами и водкой.  Иные ещё мечтают, размышляют, чувствуют и переживают, но чудовищный разрыв между высокими, хоть и детски-наивными, мечтами и реальностью тоже на оставляет иного пути к внутренней свободе, кроме пьянства. Особый тип составляет один инженер Николаев: Единственный, кто видит в службе смысл и вечера напролёт проводит над учебниками, готовясь держать экзамен в академию.

Лично меня в "Поединке" больше всего увлекла не фабула, не цепь событий, происходящих с главным героем, а именно образ общества - своеобразного коллективного героя.  Помимо жизни младших офицеров, в повествование тот тут, то там прорываются отдельные штрихи к портрету провинциальных мещан, жителей столицы, вскользь упоминаются стачки заводских рабочих.  И - легко говорить об этом с позиции послезнания - над всей этой картиной незримо маячит уже занесённый молот великих потрясений.

Прочёл пока не более четверти.  Не могу предугадать, что открою в оставшихся трёх четвертях книги.

Сама повесть здесь
Previous post Next post
Up