Действие фильма Джессики Хауснер происходит в городе Лурд, в Пиренеях, на юге Франции. С тех пор, как
пастушке Бернадетте в 1858 году в гроте над рекой явилась дева Мария,город превратился в один из крупнейших центров католического паломничества со всего света.
Среди паломников - девушка по имени Кристина (Сильви Тестю). Она парализована (рассеянный склероз). Для нее Лурд - прежде всего туристическая поездка, ведь это единственное место, куда ее без вопросов с высококлассным комфортом отвезут.
На фоне остальных из группы паломников Кристина выглядит в самом деле как турист. В кокетливой красной шапочке с интересующимся взглядом, оценивающим архитектуру, поведение людей, и симпатичного военного.
Как и все, она прилежно выполняет молебны и купания. Она как-будто надеется на исцеление, но не особо усердствует. И на исповеди, предписанной «турпакетом» ведёт себя вполне естественно, не демонстрируя чрезмерную набожность и покорность чьей-то воле:
«-Часто я злюсь. Почему это именно я заболела? Почему я? Иногда я завидую другим. Тем, которые могут ходить и нормально действовать… и не задумываются об этом. Есть люди, страдающие больше, чем я, но я им не сочувствую. Я тоже хотела бы быть здоровой и вести обычную жизнь…»
Вся инфраструктура самого города, как огромный, постоянно движущийся эскалатор, ведущий к людей к исцелению. Механический процесс… Не помогло причастие - начинаете сомневаться - везут в купальни - не помогло - везут на исповедь - не помогло - вечерняя молитва - не помогло - документальный фильм о чудесных исцелениях - и так по жестко заточенному кругу, пока путевка не кончится.
Так и эмоции, во время просмотра, как гусенички, шаг за шагом. Сначала - сочувствие, затем ты удивляешься как у них всё там «чудесно для человека», мысленно сопоставляешь российские реалии. Ближе к середине происходит смена ощущений. Ты уже зол на всех по ту сторону: священнослужителей с набором «правильных и уместных» слов:
«-А что это - обычная жизнь? Ваша жизнь особенная. Любая жизнь такая. Бог сотворил это многообразие. Каждая жизнь - иная, и ни одна не лучше другой. Вы думаете, что те, кто могут ходить, обязательно счастливы?»
Тебя уже уже нестерпимо раздражают красиво разодетые сестры милосердия; волонтеры, якобы этой работой искупающие свои грехи, озобоченные офицеры из Армии спасения. Те же самые паломники изумляют соей потребительской «верой». А больше всего ты негодуешь
на эту «систему» сертифицированной благодати с круговоротом социальных денежных средств, в которую несут и несут несчастные люди в надежде купить «чудо».
В один момент Кристи неосознанно, сама не ожидая, коснулась рукой камня в священном гроте, чего безразличная сестра милосердия, занятая флиртом с офицерами, конечно же, не заметила. Уже ночью, Кристина несмелыми шажками смогла дойти до туалета и причесать себя так, как ей хотелось всю неподвижную жизнь.
«Господь добр или всемогущ? Почему он не исцелит каждого? Почему он исцелил эту девушку», - задаются вопросом участники паломничества, - «она ведь не столь набожна и благочестива?» И это циничное и завистливое «почему» читается во взгляде каждого паломника. В чудо никто не верит, хотя каждый из них сюда за ним прибыл.
Происходящее с девушкой, становится неким реагентом, испытанием для неё и для окружающих. Кто-то потрясён, кто-то возмущен, кто-то безразличен, но, самое потрясающе грустное, почти никто искренне не радуется.
Так и есть, безусловно порадоваться за другого или просто восхититься «божьему чуду», равно как истинно уверовать мы способность безвозвратно утратили. Нам обязательно нужно всё обосновать, разложить по полочкам, чтобы присутствовали причинно-следственные связи, чтобы всё по уму было, чтобы если уж кому достанется "божья благодать", то по колличеству вложенных в церковь денежных средств, поломничеств, молитв, свечей, постов, ударов лбом о земь и т.д. достоинству.
На прощальной вечеринке после того как ей система «присвоит» звание «Паломник года» она неловко вымолвит нечто оправдательное: «Надеюсь, я буду достойна того, что это случилось именно со мной»…
Вопрос о том, что происходит с трогательной героиней: чудесное исцеление или кратковременная ремиссия, само собой, автор оставляет за кадром. Тем самым демонстрирует зрителям, что мы вольны сами выбирать во что и как верить.
Ясный перец, в глубокой жопекризисе не только католицизм, во всех «консерваториях» до фига чего срочно править требуется. Что далеко ходить, вот маленькая и несущественная, как может показаться, свежезамеченная деталь.
В день празднования окончания уразы главную утреннюю молитву в "главной" мечети города с рассвета «перенесли» на «удобное» время. А то, как же, без «прямого эфира» по центральным каналам не продемонстрировать боженьке нашу хвалу и благодарность? Тьфу, противно!
Но верить в «не заказное» чудо очень хочется. Оно ведь иногда ощущается.