Балтийские каникулы. Часть 1. Начало Балтийские каникулы. Часть 2. Латвия. Юрмала Балтийские каникулы. Часть 3. Латвия. Рига Рига - большой портовый город. Старая часть города очень красивая, чистая, ухоженная. Современная же часть находится в очень плачевном состоянии. Но сейчас не будем о грустном. Продолжим прогулку по туристическим местам исторической части города.
Наш папа-гид вел нас маршрутом ровно на Ратушную площадь. Сказал, что там будет дом Черноголовых. Особой радости это не вызвало, потому что я совершенно была не в курсе, кто это и чего там ожидать, но когда из-за угла показался сказочный домик, поняла, почему это место нужно запомнить.
Ратушная площадь - самая красивая площадь старой Риги. Ее основные достопримечательности -
Церковь Святого Петра (о ней в предыдущей части), дом Швабе и дом Черноголовых.
Дом Черноголовых (справа)
Вернувшись домой, было решено заполнить пробелы в моих знаниях о этом строении. Недостаточно, оказывается, просто ка мы, пройтись мимо и пофотографировать. Нужно обязательно побывать внутри, послушать историю, обратить внимание на символику, погрузиться в атмосферу дерзкого, безбашенного времени...
Дом Черноголовых, изначально называвшийся Новым домом, построен в 1334 году. Во время бомбежек в 1941 году дом сильно пострадал, а в 2001 году к 800-летию Риги Дом Черноголовых был построен практически заново.
Судьба Дома Черноголовых сродни жизни мифической птицы Феникс, возрождавшейся из пепла!
Первоначально этот дом служил местом собраний горожан, впоследствии, в XVII веке был сдан Братству Черноголовых - корпорации предприимчивых, преимущественно немецких торговцев. Образовалось это братство еще в XIII веке - тогда оно носило название Братства Святого Георгия, так как в покровители себе купцы выбрали именно этого святого, помогающего воинам и рыцарям. Позднее покровителем братства становится Святой Маврикий, которого по повелению римского полководца за распространение христианства подвергли жестоким пыткам. Однако Маврикий не отказался от веры даже тогда, когда на его глазах сыну отсекли голову. Беспримерное мужество чернокожего воина и подвигло купцов выбрать его своим покровителем. С этого момента они получают название Братства Черноголовых, а в гербе братства как его символ появляется черная голова Святого Маврикия.
С той поры новообразованная религия уже не знала покоя. Потому что несогласные, в одиночку или объединившись в тайные ордена, ушли в глухое подполье, сохраняя и передавая через века бесценные знания. Тайные ордена стали создаваться едва ли не в каждом государстве Европы. Имелись они и в Риге. По крайней мере один из них учредили холостые купцы Ливонии, изложившие свою цель на фасаде Дома Черноголовых с помощью тайного языка разных направлений таких как: символизм, геральдика, фонетическая кабала. Для знатоков фонетической кабалы орфография не имела никакого значения - важно было лишь звучание слова.
Что бы вы подумали, увидев на вывеске дома фигуру золотого льва? Прошли бы мимо? Однако смекалистый средневековый прохожий знал, что здесь его ждет ночлег. Потому что по-французски «золотой лев» звучит так: «au lion d'or». Или, при трансформации, «au lit on dort» - «спят в постели».
Известен случай, когда один народный умелец с помощью фонетической кабалы обучал всех желающих (сложно поверить) - истории Франции. Например, изображал на земле фигуру человека с факелом в руках, а рядом рисовал стул, посох и тарелку. Что означало: первым королем Франции был Фарамонд (phare a main), который начал править в 420 году. Расшифровка: «phare»; («маяк», который выполняет ту же роль, что и факел), «а main» («рука»). Стул обозначал цифру 4, посох - 2, а тарелка - 0.
Надпись на здании несведущие люди могли прочитать так: «Если меня разрушат, я восстану вновь». Власти поняли ее буквально, отстроив лежавшее в руинах здание. Однако в полном соответствии с наукой Гермеса у нее есть и иной подтекст: «Пока идеи правят миром, древнее знание бессмертно, оно восстанет из любой разрухи».
Символика на фасаде Дома Черноголовых тщательно продумана: ряд богов на фронтоне и пояснительный «текст» в виде гербов имеют глубокий смысл. Великая богиня Церера, в честь которой в Греции проводились Элевсинские мистерии. Она дарует урожай (держит корзину с фруктами) и свято хранит для достойных ключик к величайшим тайнам природы. Жрица богини Мелисса всегда носила за поясом ключ. Кроме того, в мистериях он изображался на Адитуме - священном месте, в которое не дозволялось входить непосвященным, и напоминал об обязанности хранить тайну. Потому ключ помещен на фасаде рядом с богиней.
Иное дело - два перекрещенных ключа над решетчатыми вратами герба над входом. И вновь двойной подтекст! Во времена Ливонии все знали, что это символ Папы Римского, украшающий его герб. На самом деле перекрещенные ключи - древнейшая эмблема двуликого бога Януса, которому известны тайны жизни и смерти, законы земли и неба.
Французская лилия, рыба, насаженная на древко, Богоматерь на лунном серпе и т.д. - каждый символ на фасаде дома Черноголовых несет точную смысловую нагрузку. Если бы лучшие люди государства захотели внять посланию своих предшественников и последовать их совету, Латвия воистину стала бы сегодня страной благоденствия.
На официальном сайте Дома Черноголовых можно совершить
Виртуальный тур по его комнатам.
Дом Швабе
До момента подготовки материала, я была уверена, что два рядом стоящих сказочных домика на площади и есть полностью Дом Черноголовых. Ан нет... Я попалась в ловушку, когда-то давно и хорошо продуманного плана...
А история этого плана начиналась примерно так:
С 1842 года неказистый домик на Ратушной площади переходит к виноторговцу Х.П.Швабе. Ему принадлежала довольно преуспевающая фирма и ликероводочная фабрика. Предприятие было весьма популярно в Риге и вскоре здание получило известное и сегодня прозвище «дом Швабе». В 1889 году этот дом вместе с винной торговлей приобрел купец Эмиль Шмидт.
О Шмидте известно, что он был весьма амбициозным человеком, много жертвовал на различные благотворительные нужды и, по слухам, мечтал вступить в общество Черноголовых. Увы, но его мечтам не суждено было сбыться, надменные купцы-холостяки упорно не желали терпеть Шмидта в своём обществе и тогда он решил им отомстить.
Городская легенда гласит, что Эмиль специально устроился на работу в фирму Швабе, чтобы перекупить её и завладеть домом на Ратушной площади.
Когда ему это удалось, Шмидт нанял известного рижского архитектора Карла Фелско и заказал ему проект перестройки здания.
Изначально маленький желтый дом Швабе выглядел совершенно невзрачным рядом с выдающимся домом Черноголовых.
Коварный план заключался в том, чтобы здание повторяло формы знаменитого соседа - дома Черноголовых. После реконструкции здание стало как единое целое с домом знаменитого Братства.
На месте скромного домика встал огромный "дворец". Здание украсили и скульптурные детали: кариатиды, обелиски и портретные медальоны. Кстати, помещённый наверху в центре круглый каменный портрет служил неким «ответом» похожему украшению дома Черноголовых, но если там мы видим короля Артура - покровителя Черноголовых, то под куполом своего здания красуется сам Эмиль Шмидт.
Между окон второго этажа он разместил еще одно напоминание о себе - собственную монограмму.
Шмидт на этом не остановился и создал практически полную копию скульптур двух ландскнехтов по бокам чепца.
Интересны и флюгеры дома. Они очень похожи на кованые украшения Двора Артура, но так же в них чувствуется морская тематика: штурвал корабля, рыба. Правда, на доме Шмидта изображена летающая рыба - символ человека, который многое умеет и делает всё, чтобы добиться своего.
Эмиль Шмидт своего добился, пусть его и не взяли в общество Черноголовых, но вот его дом неразрывно связан с их домом. Сами Черноголовые относились к соседу-выскочке с презрением. В путеводителе по дому общества нет ни единого слова о доме Швабе, а его изображение вырезано насколько это было возможным.
Но как обычно и бывает - время все ставит на свои места. 29 июня 1941 года оба здания погибли в пожаре. Все не догоревшие остатки были снесены в 1948 году. От строений остались лишь старинные открытки и рассказы старожилов. И там, и там дома Швабе и Черноголовых фигурировали вместе, время примирило соперников. Не один раз планировалось восстановить столь красивые украшения Ратушной площади, но все останавливали либо нехватка денег на восстановление, либо споры архитекторов, которые никак не могли решить, восстанавливать старую версию дома Швабе или вариант после реконструкции предприимчивым Шмидтом. В итоге был утвержден проект, очень близкий к последнему варианту постройки, который и воплотили в жизнь. В результате вернулись оба здания комплекса Дома Черноголовых.
Здания стоят на старых фундаментах и сегодня здесь размещены музей и концертный зал. В доме Швабе на первом этаже разместился центр информации туризма, а на верхних - просторный латышский зал музея Черноголовых и помещения для администрации.
А это вид площади со стороны вышеупомянутых домов
Местные самодеятели мужского пола, почему-то в женских, даже скорее старушечьих одеждах, исполняли заводную мелодию.
Попрощавшись с архитектурными красотами, двинулись дальше.
Площадь от проезжей части отделяют милые столбики.
С одним из них подружился и наш сын.
Сувенирный магазин.
В Старой Риге, да и в новой ее части, очень много домов, которые пристроены друг к другу. По большей степени даже "прилеплены". Интересно было бы посмотреть на внутреннюю планировку таких зданий.
В Латвии, как и в Литве часто встречаются искусственные окна, нарисованные на фасадах домов.
Как говорят : "Война войной, а ... по расписанию не только обед..." Общественные туалеты, приятно удивили, среди них попадались и совершенно бесплатные. На таком туалете нет замков с внутренней стороны и ручек с внешней. Лишь горит индикатор красный или зеленый в зависимости от наличия посетителя. Входишь, дверь блокируется максимум на 25 минут. И снаружи ее открыть невозможно. Ручка только изнутри. Если сталкиваешься с такой системой впервые, очень смутное чувство и мысли: "Туалет на улице, а где замок-то???"
Эх, Европа...
По узким историческим улочкам Риги курсировал зеленый туристический автобус-поезд. Даже не знаю, как именно назвать эту конструкцию. Но он был на колесах, ездил бесшумно, в вагончиках сидели люди и вертели по сторонам головами. Подъезжали и, останавливаясь у очередной достопримечательности, замолкали. А дальше тишина. Потому как то, что говорил им виртуальный гид через наушники, было совершенно не слышно простому туристу..
На площади располагаются симпатичные летние кафе, украшенные в национальном стиле.
Здесь же "бойко" идет торговля вязанными зайчиками и кошечками, созданными местными рукодельницами.
Массовик затейник на длинных "протезах" предлагает всего за пару "грошей" купить собачку из шарика, которую тут же надует и скрутит.
Для пеших туристов уже более живой немецкий гид воодушевленно рассказывает благодарной публике о создании странного блестяще-звенящего на ветру "экспоната", других слов я не нашла, чтобы описать это творение рук человеческих. А немецкую "мову мы не разумеем", поэтому как именно назвал его мистер в светлой рубахе я тоже понять не смогла.
На площади больше количество скульптур из камня. Это были действительно скульптуры, слепленные из нескольких булыжников или выбитые из цельного массива камня с добавлением элементов декора из металла для узнаваемости. Эти экспонаты, как и все остальное, в маленькой, но гордой Риге продавались за большие деньги.
Размеры скульптур впечатляли. Этот милый джентльмен выше человеческого роста примерно на треть своего тела.
А вот эту грушу уж действительно не скушать. И просто даже не поднять...
Какие-то экземпляры пришлось, как говориться, "доработать напильником".. Так и получилась славная лягушка-царевна.
Какой живности с каменным сердцем там только ни было... Муравьи, тараканы, лягушки, кузнечики и черепахи, а так же кошки, разная посуда, обрамления для часов.
Мастера потрудились на славу.
А мужчины еще удивляются: "Чего это у вас, милые дамы, сумочки такие тяжелые???"...
Несколько незначительных деталей плюс ваше безумное желание приобрести домашнее животное, и вы счастливый владелец "Фунтика".
Или сразу парочки.
А для любителей экзотических животных - добродушный слон
Или эта гигантская мышь!
В Латвии очень много растительности. Она везде: в кадках, горшках, вазонах, на подоконниках.
Цветами украшены даже непрезентабельные столбы.
Пройдя сквозь торговые каменные ряды, мы наткнулись на Соломенного, кота политого чем-то черным, который дружелюбно приглашает в сувенирную лавку.
Люди часто смотрят перед собой, и так редко поднимают голову вверх. А там так много красивого!!!!
Я не устаю удивляться закуточкам Европы. Насколько все таки русскому человеку это в диковинку. Настолько узкие дворы, налепленные друг на друга дома.. А душа просит места и простора. Но за этим в Россию!!! А сейчас ходим и наслаждаемся теснотой.
Гуляя по узким Рижским улочкам, обращаешь внимание на интересные детали, на которые местные жители просто не уделяют внимания. Надо одним из ресторанов красовались две буренки. Видимо фишка этого ресторана - молочные коктейли...
Чувствую сейчас себя гидом: "Посмотрите налево, посмотрите направо..." Вот и мы посмотрели налево и увидели шикарнейший витраж. Представляю, насколько красиво это смотрится изнутри...
Продолжение следует..
Фотограф Шаранок Александр