Сегодня я хочу познакомить читателя с Саратовским станкостроительным заводом им.60-летия Союза ССР. Его биография и судьба это частица биографии и судьбы Саратова, области и всей нашей многострадальной страны. Посвящается заводу и человеку.
На этом заводе я во времена обучения проходил практику и стажировался в приобретении профессии, поэтому все о чем пойдет речь наблюдал собственными глазами.
Это было одно из мощных предприятий города. Семь производственных цехов и более 3000 сотрудников. Там трудились династии профессионалов. Мой мастер производственного обучения Вячеслав Фадеев фрезеровщис с огромным стажем опираясь только на собственный глазомер мог заточить сверло с точностью до сотых долей миллиметра. За что получил на международной выставке презент от, пораженных этим Левшой, японцев.
За годы своего существования завод внес ощутимый вклад в развитие и техническое перевооружение ряда отраслей народного хозяйства. За полвека на заводе было выпущено 35000 станков различных моделей из них более 4000 на экспорт. Многие заводчане удостоены наград за подвиги, совершенные во время Великой Отечественной войны. Большая группа станкостроителей награждена орденами и медалями СССР в послевоенные десятилетия.
История завода начинается с 1 декабря 1940 года, когда приказом Наркомтяжпрома СССР хозрасчетные мастерские Саратовской трудовой колонии несовершеннолетних Наркомюста РСФСР были преобразованы в Станкостроительный завод. Справедливости ради следует отметить, что по тому времени бывшие мастерские были неплохо оснащены станочным оборудованием. В начале 1941 года был образован Наркомат станкостроения СССР, который объединил все специализированные предприятия станкостроения, кузнечно-прессового оборудования, инструментальной и абразивной промышленности. Предприятия страны стали получать оборудование с маркой "Изготовлено в Саратове"
Затем в мирную жизнь пришла война и многие заводчане ушли на фронт.
Отцов, ушедших на фронт, на производстве заменили сыновья и дочери - старшеклассники средних школ, выпускники ремесленных училищ. К станкам вставали все кто мог, возвращались на производство пенсионеры.
Затем послевоенные годы восстановления страны и развития производства.
Ну и конечно социалка была как на рядовом советском предприятии. Сейчас такой может похвастаться разве что Газпром.
Завод строил жилье для своих рабочих, огромная библиотека, свой детский сад и турбаза "Золотая рыбка" на Волге с трехразовым питанием, а также, на минуточку, свой собственный теплоход.
На заводах того времени активно использовали наставничество, как кузницу кадров.
Ну и конечно же с приходом Горбачева и началом перестройки людей очаровали капитализмом.
Забыв при этом сказать о последствиях. А последствия оказались плачевны. Завод умер где то в 1994-95гг. точнее его уничтожили алчные новые российские капиталисты, а квартал который он занимал на центральной улице города превратили в Базар!!! Ведь спекуляция прибыльнее производства, а ради прибыли капитал как известно готов на все, даже на убийство!!!
Сегодня огромные территории бывшего завода сданы в аренду торгашам (простите, бизнесменам) всех мастей.
В цехах еще живы родные фермы перекрытий и кое где даже не сняты мостовые краны.
Живы остатки заводских коммуникаций.
Внутренний двор
В Саратове судьбу Станкостроительного в 90-годы разделили еще несколько заводов. Из самых крупных это Саратовский Авиационный завод, выпускал знаменитые пассажирские лайнеры ЯК-40, Саратовский Завод Тяжелых зуборезных станков и Саратовский метизный завод - ближайший подобный в Орле за 1000 верст от Саратова!
Коммунисты строили - либералы разрушают!!!