25 лет назад в ходе так называемой перестройки наше государство лишилось системообразующей идеи - идеи построения коммунистического общества без частной собственности, в котором главными ценностями будут не деньги и богатство, а отсутствие эксплуатации людей и возможность развития каждого человека как условия для развития всех. Эта идея была оболгана и оплевана. Ценности, признанные на государственном уровне подменили. Никто, конечно, открыто не заявляет о допустимости эксплуатации или о ненужности развития. Просто наряду с ними были объявлены ценностями частная собственность и конкуренция как движущая сила, как панацея от всех бед и локомотив развития общества. Какая это панацея мы сегодня имеем несчастье наблюдать. А также был заявлен приоритет личных свобод и вообще приоритет индивида перед коллективом. 25 лет это приличный срок, уже можно подвести промежуточные итоги и увидеть направление изменений в обществе. Поговорим о том как же измениличь люди за это время и что стало причиной этих изменений.
Рост конфликтных ситуаций
за последние 25 лет резко изменилось отношение населения к вопросу о том, что конфликты и войны это нормальное состояние общества и человека, см. рис.1:
В формировании подобного утверждения вряд ли виновата природа человека, а скорее условия в которых формируется и существует человек.
Что же это за измененные условия существования оружающие нас сегодня и приводящие к конфликтным ситуациям?
1- Индивидуалистическое мировоззрение.
В индивидуалистическом обществе происходит столкновение разных воль, смягченное только правовым регулированием, которое как мы знаем не всегда работает. Индивидуализирование членов общества на руку власть придержащим и позволяет проводить скрытые манипуляции. В статье Стивена Манна "Теория хаоса и стратегическое мышление" описываются возможности, которые можно извлечь, используя конфликтную энергию индивидов и хаос, а также способы разжигания нужных конфликтов.
2- Смена ценностей, являющаяся изменением поведения человека.
Результат любого выбора человека зависит от системы ценностей, заложенных в него с детства. И здесь важную роль играет не только семья и школа, но и государство в целом. Сегодня духовные и социальные ценности подменяются материальными. В капиталистическом мире реклама - двигатель торговли. Реклама является тем психологическим оружием, формирующим приоритет материальных ценностей и потребительское мышление. Все помнят знаменитый слоган: ТОЙОТА-управляй мечтой. В обществе культивируется желание обогатиться любой ценой, а не заработать трудом. А когда для человека достижение богатства становится целью, которую можно дастигать такой ценой, конфликты между людьми неизбежны. Кто то из великих современников сказал: 2Современные люди всему знают цену, но ничего не умеют ценить."
Жажда обогащения не просто изменяет поведение людей, она закрывает возможность изменения человека с помощью религиозных институтов. Люди стремящиеся к достижению материальных ценностей не в состоянии следовать положениям христианского учения. Христос предупреждал: " Никто не может служить Богу и мамонне."
Ведь мало проповедовать христианские ценности, важно ставить человека в условия, при которых он сможет эти ценности впитывать и осознавать их важность.
3- Отсутствие общих целей.
Для индивидуалистического общества наличие врага необходимо, иначе людей с разными целями и интересами, порой несовместимыми , сложно объединять. Общей целью в таком обществе может быть нечто, отделяющее членов группы общества от других. На этом построена теория расового превосходства. И Гитлер был не первым, кто использовал идеи расового превосходства для объединения общества. Культивирование чувства превосходства одного народа над другим также ведет к увеличению напряженности и конфликтам.
4- Разрыв между морально-нравственным потенциалом человека и его техническими возможносями.
Технические возможности человека и количество созданного им вооружения достаточно, чтобы стереть с лица Земли все живое. В таких условиях увеличение конфликтности очень опасно. техника совершенствуется, а человек деградирует. Растет разрыв между возможностями человека к уничтожению и его морально-нравственными качествами и рано или поздно этот разрыв станет несовместим с существованием человека.
Здесь есть два выхода: либо снижать технологический потенциал человечества, либо повышать его морално-нравственный потенциал для обеспечения невозможности использовать технический прогресс в неблаговидных целях.
Советский проект был вариантом второго способа сокращения разрыва - через создание условий для развития человеческой сущности, через улучшение человека путем развития каждого члена общества, В области морально-нравственных отношений советское общество было более благоприятным, чем общество современной России.
Вирус индивидуализма, провоцирующий конфликтное поведение. опасен в глобальном масштабе и необходимо найти средство нейтрализации его вредоносного действия. таким средством может стать развитие коллективистского мировоззрения - того самого, которое обеспечивало благоприятный морально-нравственный климат советского общества.
Очевидно, что толко при коллективистском мировоззрении максимальное развитие индивидуумов не станет разрушительным.
Сегодня мы наблюдаем, что криминальный капитализм, который наши либеральные реформаторы столько лет пытаются привить российскому обществу, ну никак не приживается. Становится очевидным вся опасность этого пути.Это направление надо менять.
более подробно можно прочитать здесь:
Природа человека и капитализм