Йожыг в тумане. Почему современные дети пишут безграмотно?

Feb 23, 2016 16:25



Моя дочь в этом году пошла в первый класс. Дети приносят в тетрадках такое, что хоть плачь, хоть смейся - нарочно не придумаешь! На четыре буквы - пять ошибок, про запятые вообще молчу. Это уже не русский язык - в нем же нет слов «Йупка», «Сабака» и «Ашыплась». Учителям впору выдавать дипломы переводчиков за проверку сочинений, и валерьянку - в подарок. Что происходит, люди добрые?
Ребятам, которые уже привыкли ориентироваться на слух, бывает сложно переучиться и писать правильно. Психологи, учителя и авторы учебников по русскому языку - о том, кто виноват и что делать...




КАК СЛЫШИТСЯ, ТАК И ПИШЕТСЯ
Специалисты приводят пугающие цифры: у каждого третьего школьника - дислексия или дисграфия. То есть, либо пишет отвратительно, либо читать не умеет. Еще в 50-е годы таких детей было всего 6 процентов - и то учителя жаловались.
- Программы начальной школы сейчас безобразные! - уверена Людмила Ясюкова, руководитель лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ. - Ко мне родители приводят детей, мы пытаемся их как-то переучивать. Дело в том, что у детей сейчас на уроках русского языка поголовно развивают слуховую доминанту. Раньше, в 80-х, школьников сперва знакомили с буквами, с правилами построения слов и предложений. А сейчас дети учат звуки - и пишут, как слышат: «йожыг» вместо ежика.
Ребятам, которые уже привыкли ориентироваться на слух, бывает сложно переучиться и писать правильно. Еще бы - сперва от них требуют писать «ва кно», а через пару лет лепят за это двойку.
- У нынешних детей формируется зрительно-неграмотный образ слова, - продолжает Людмила Аполлоновна. - Чем чаще они видят написание «лесница», тем больше оно запоминается как правильное. Школьники начинают писать так автоматически.
А вот «книжные» дети могут не знать ни единого правила, и писать без единой ошибки. Потому что в книгах они чаще видят правильное написание слов, и запоминают так.
НЕ ТЕ ДЕТИ, НЕ ТЕ УЧИТЕЛЯ
Другие эксперты винить во всем фонетику не спешат:
- Программа с таким обилием фонетики - это развивающая программа Эльконина-Давыдова, - объясняет автор учебников по русскому языку Ольга Узорова. - Она, действительно, непростая, справиться с ней может только очень сильный учитель, влюбленный в фонетику. Я, например, с ней не связываюсь. Но бывает, что программу спускают сверху, и если учитель неопытный, будет завал.
Кроме учителей, отбирать надо и учеников. Особенность этой программы в том, что детям нужно каждый раз изобретать велосипед, и открывать каждое правило заново. И заниматься этим на уроке хочется не всем.
- Эта программа больше рассчитана на аудиалов - детей, которые лучше воспринимают все на слух. А у нас сейчас большинство визуалы, им нужен текст и картинки, - считает Роман Дощинский, учитель русского языка и литературы, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы Москвы. - Поэтому нужно предварительно отбирать детей в классы по таким программам. И не надо ждать результата сразу - он появится, но через несколько лет.
ВМЕСТО ПРАВИЛ - МУЛЬТФИЛЬМЫ
Но и те, кто учится по другим программам, пишут немногим лучше! Так что причина не только в учебниках.
- На мой взгляд, сейчас чрезмерно увлекаются проектной деятельностью и метапредметными связями - это когда на уроке математики надо вспомнить, что проходили по природоведению, - говорит Ольга Узорова. - На все это уходит время. Программа рассчитана на то, чтобы ребенок на уроке 45 минут занимался русским языком, а не смотрел мультфильмы по 15-20 минут. Да, это выглядит красиво - работа в парах, работа в командах, фильм посмотрели. Но то, что тему красочно подали, не значит, что ребенок все сразу усвоил. Пока ученик энное количество раз не напишет слово и само по себе, и в предложении, - он его не запомнит.
Обрывок одного урока, шоу на втором - вот и получается, что все нудные, но важные упражнения ребенку приходится делать дома. И так по большинству предметов! Конечно, родители могут взять на себя роль учителей, но и они не железные. А засиживаться над тетрадками приходится до ночи.
- Самый прямой путь к грамотности, на мой взгляд - это диктанты, - советует Узорова. - Не обязательно писать большие тексты, достаточно двух-трех предложений, но каждый день. Обязательно выделять орфограммы - это помогает научиться видеть «мины». Тогда любая программа пойдет во благо.
ГОРОДСКИЕ МАУГЛИ
Можно во всем винить школу - вот только нередко в первый класс приходят «городские маугли». Это дети, которые очень плохо разговаривают.
- Все больше детей приходят в школу с неразвитой речью, - продолжает Ольга Узорова. - А это первое, на что смотрят учителя. Считать и писать мы ребенка научим - можно и зайца научить на велосипеде ездить. Но если у ребенка не развита речь, это все, труба! Потому что в первом классе мы развиваем письменную речь, переводим в нее устную. А если дети приходят неготовые, им надо быстренько развить и то, и другое. И у них просто каша в голове и тихий ужас в глазах.
Почему такое получается - понятно. Родители и друг с другом-то не разговаривают, не то, что с ребенком! Папа в компьютере, мама в планшете, ребенок в телефоне. Чтобы развивать речь, нужно общаться.
КСТАТИ
Гаджеты ни при чем?
Не стоит винить в детских ошибках современную технику, компьютеры и гаджеты. Это подтверждают и данные международного исследования грамотности PIRLS: использование компьютеров почти никак не влияет на чтение и грамотность детей.
Дело в том, что сам по себе набор на клавиатуре компьютера или телефона для первоклассника сложная задача. Поэтому дети предпочитают звонить, а не чатиться. И программы автокоррекции «сбить руку» им никак не могут.
Перепиской увлекаются уже подростки и старшеклассники. Но у них уже заложена база, так что пользуются они гаджетами или нет - на количестве ошибок это никак не отражается (Очень спорное мнение западных авторов!!!).
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Учат-учат, а физиологов спросить забыли...
Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, доктор биологических наук:
- Все говорят о кризисе детства, о том, что дети другие. Но чтобы иметь основания так говорить, нужны популяционные исследования, а они в России не ведутся последние 50 лет. Узкие исследования не дают оснований для того, чтобы считать, что нынешние дети другие.
Но готовы ли дети функционально к современным программам - это другой вопрос. Неадекватные требования могут быть и в школах, и даже в детсадах, куда спускают прописи для семилеток! Сверхраннее обучение чтению и письму тормозит развитие этих навыков.
Например, мы 20 лет бились над тем, чтобы убрать из стандартов нормативы по скорости чтения и письма. Ребенок должен делать это в своем темпе! Но методы и формы учебного процесса в школах не всегда соответствуют возрасту и особенностям ребенка.
От детей требуют уметь читать и писать к первому классу - но функции, которые позволяют начать этому учиться, созревают у детей лишь к 6-7 годам. Раньше этому могут научиться лишь 20 процентов детей. Получается, что от остальных мы требуем невозможного. Плохо читающий ребенок зацикливается на каждой букве, а мы хотим, чтобы они понимали сложные тексты по физике и химии! Это - результат спешки, когда ребенка учили читать в четыре года.
А методика обучения неотрывному письму (когда ребенок пишет буквы, не отрывая ручку от бумаги - примеч. авт.)! Она искусственно создает дополнительное напряжение у ребенка, который только учится писать. А ведь письмо - это самый сложный когнитивный навык, ничего труднее человек в жизни не осваивает! И все это сжато в три месяца, на каждом уроке дают новую букву. А дальше мы даем ребенку сочинение и удивляемся, почему это он делает столько ошибок?
ТЕСТ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Мы попросили первоклассников написать несколько слов звуками. Отгадайте, что это за слова?
[ЙИГН'ОНАГ]
[ДОШ']
[Т'ИЛ'АТА]
[ТСАР']
[ЙУМАР]
[ЙАПЛАН'А]

Оригинал взят здесь

правописание, образование, школа, дети

Previous post Next post
Up