Крестовские башни: парадные ворота Ярославской дороги.

Sep 02, 2015 12:35


 Проезжая под эстакадой ТТК около Рижского вокзала в пятницу вечером в сторону области, незадачливый автолюбитель встает в пробку и клянет почем зря дачников, стремящихся к свежему воздуху пригорода и водке с шашлыками на своем приусадебном участке. Широченный Проспект мира (целых 5 полос) обычно тут притормаживает из - за съезда с ТТК, периодически собирается пробка, вызванная тем, что далеко впереди в Ярославское шоссе около Ростокино вливается большое количество автомобилей, следующих со стороны Сокольников.

Этот несчастный автомобилист, запечатанный в своей шайтан-арбе, как рижские шпроты в консервной банке, медленно проползает площадь Рижского вокзала (прошу прощения за невольный каламбур), сквер с корабликом-флюгером слева, само здание вокзала, и медленно взбирается на Крестовский мост, откуда ему открывается печальное зрелище из горящих стоп-сигналов сотен машин, растянувшихся по всей длине проспекта, и уходящих вдаль - на Ростокинскую эстакаду.

А между тем, всего лишь в конце 1930-х годов въезд на Крестовский мост выглядел вот так:


(фото конца 30-х годов. С мостка уже вырваны киоты с иконами)

Сие чудо архитектуры называлось Крестовские водонапорные башни. Они были построены в последнее десятилетие XIX века московским архитектором Максимом Карловичем Геппнером, (известным так же как автор пожарной каланчи в Сокольниках) по заказу городского головы Алексеева Николая Александровича, при чем оплачены из его личных средств. Можете ли вы представить себе теперь, что мэр Москвы построит что то, столь же значимое для города на свой собственный счет? Но - были другие времена, и другие люди.

Башни выстроены в псевдо-русском эклектическом стиле, вошедшем в моду при Александре III. Они, соединенные между собой ажурным мостиком, служили важнй частью Мытищинско - Москвоского водопровода (в бурно растущем городе давно имелся недостаток питьевой воды). Сей водопровод в первом его варианте был построен еще при царице Екатерине. От него остался ряд построек, таких как Ростокинский акведук, но речь сейчас не об этом.


(фото нач.ХХ века, Ярославская дорога)

Оконные проемы башен облицевали тарусским мрамором. Внутреннее устройство было таково: помимо резервуара для воды, тут находились контрольные пункты водомеров, квартиры и конторы служащих при водопроводе, а также музей городского хозяйства. Мостик меж башен был украшен иконой Георгия - победоносца (символом Москвы) - на въезд, а на выезд - иконой «Животворный источник».


Вода в башни приходила из Алексеевской насосной станции, которая по сей день в виде завода «Водоприбор» функционирует на улице Новоалексеевской. Далее она самотеком устремлялась к центру города.
  При соввласти, после сдачи канала Москва - Волга и превращения столицы советского государства в порт пяти морей, была решена и проблема водоснабжения. Волжская вода в город теперь поступала из многочисленных водохранилищ канала, таких как Клязьминское, Пестовское и т. п.
   Мытищинский водопровод, бравший питьевую воду из Яузы, утратил свое значение, и в 1939 году Крестовские башни были разобраны в процессе реконструкции Ярославского шоссе, и старая купеческая Москва канула в лету, чтобы породить новую, сталинскую - в соответствии генеральным планом реконструкции города.


(Сейчас все, что осталось от башен - вот это вспомогательное строение).

история, #архитектура, #культура, writer's block

Previous post Next post
Up