Т.к. черновики для форума я все равно пишу в жж, открою их, может, стану выглядеть разумной кошкой.
Сегодня короткий рассказ о здании необычным не по форме, а по содержанию.
Небольшая предыстория.
Попалась у
humus фотография из Ирана начала XX века с озадачившей надписью "Семья несториан"
большая фотография
Сразу вспомнилось "Имя Розы" Эко, "Поиски вымышленного царства" Гумилева и т.п. Древностью, в общем, повеяло) Мне казалось, что уже к XVI веку несториане полностью растворились в различных ветвях христианства.
Однако яндекс подкинул фотографию несторианского храма Мат Марьям (Храм Девы Марии) в Москве
недалеко от метро Дубровка, улица Шарикоподшипниковая 14
интерьер
Впрочем, после небольшого копания, оказалось, что храм все же не несторианский), а Ассирийской церкви Востока.
Церковная община была организована в 1992 году, зарегистрирована в начале 1994 года. Первые годы богослужения проводились только во время визитов в Россию представителей ассирийского духовенства. В начале 1996 года в московскую общину был назначен каша (священник) из Ирака, а в мае торжественно заложен первый камень. Церемонию закладки произвел митрополит Багдадский Мар-Геваргиз Слыва. Архитектором храма стал А. Павловский. Освящение храма состоялось 27 сентября 1998 года.
Сейчас при храме работает воскресная школа ассирийского языка.
А теперь немного об Ассирийской Церкви Востока, которую ее миряне считают самой древней кафолической.
Церковная община была организована в 1992 году, зарегистрирована в начале 1994 года. Первые годы богослужения проводились только во время визитов в Россию ассирийского духовенства. В начале 1996 года в московскую общину был назначен каша (священник) из Ирака, а в мае торжественно заложен первый камень. Церемонию закладки произвел митрополит Багдадский Мар-Геваргиз Слыва. Архитектором храма стал А. Павловский. Освящение храма состоялось 27 сентября 1998 года.
Сейчас настоятель храма проводит множество мероприятий для привлечения молодежи, работает воскресная школа ассирийского языка.
И немного об Ассирийской Церкви Востока, которую ее миряне считают самой древней кафолической.
Возникла она в I веке среди арамеоязычного населения Месопотамии и Сирии, обитавшем в Персидской и Римской империи. Подробности при желании можно прочитать на
сайте церкви , а коротко - сплошные гонения, притеснения и убийства.
А вот от преемственности несторианцам Ассирийская церковь старательно открещивается) с 1997 года из литургий были изъяты все роднящие их постулаты, которые ранее присутствовали изобильно, хотя церковь Востока зародилась лет на 300 раньше несторианства.
Про само несторианство под катом много букв, но все равно мало для столь масштабного явления
Оформившись около 430 года, а в 431 году на Третьем Вселенском соборе в Эфесе осужденное как ересь, усилиями пылких миссионеров оно было широко распространено среди иранских, тюркских и монгольских народов Центральной Азии, Великой степи и Кавказа, в том числе, осетин, хазар, половцев, киргизов.
Крупные теологические центры были в Ираке, Иране, Афганистане, Туркмении, Узбекистане и Киргизии.
Иранцы до сих пор используют не арабские, а несторианские названия дней недели.
В VII веке несторианство проникло в Китай, а в Арабском халифате начался его расцвет, поскольку во всех завоёванных халифатом странах жители должны были оставить языческие верования и принять одну из авраамических конфессий; обычно они предпочитали уже известное им несторианство. То же происходило и в соседних с халифатом странах, которые принимали несторианство, в том числе, для того, чтобы мусульмане не объявляли им священную войну.
Но к концу средневековья несторианство угасло. В 845 году оно было запрещено в Китае, а в Арабском халифате из-за крестовых походов любую христианскую религию начали воспринимать как угрозу. Держалось оно теперь в основном в монгольских владениях. В улусе Бату - русских землях - Православная церковь до принятия Золотой Ордой ислама как государственной религии была подчинена сарайскому епископу-несторианину. В последствии это повлияло на то, что при заключении многочисленных династических браков с половецкими князьями, тем не приходилось принимать православие.
Но в XVI веку начались гонения и в монгольских улусах, и вскоре несториане растворились, примкнув к христианским конфессиям, наиболее распространенным в регионе их обитания. Дольше всех продержались пассионарные половцы, разбредшиеся из Венгрии кто в Болгарию (заодно создали там Второе Болгарское царство), кто в Грузию (составив костяк войск Давида Строителя), кто на Русь. Вика говорит, что слияние половцев и армян создало современных армян Крыма и Украины армяно-григорианского вероисповедания с половецким родным языком, но учитывая, сколько путанице в статье о несторианстве в ней, уж и не знаю, насколько ей верить.